|
«Ах до ж чего порой обидно, что хозяина не видно – вверх и в темноту уходит нить», – пели давным-давно знаменитые советские музыканты. В случае с Формулой 1 это утверждение неверно – хозяина здесь хорошо видно, а его имя широко известно.
Бернард Чарльз Экклстоун, в пришедшиеся на войну школьные годы торговавший картошкой, а несколько позже не сумевший пройти квалификацию Гран При Монако, прочно держит в руках все ниточки и четко отслеживает все процессы, происходящие в паддоке и за его пределами.
Жизненный путь одного из богатейших людей Соединенного королевства овеян невероятным количеством мифов и легенд, и даже точная дата его рождения не известно доподлинно. Сам Берни будет отмечать годовщину 28 октября – и у нас нет повода не сделать того же самого.
Во все времена Экклстоуна отличала потрясающая деловая хватка и абсолютная безжалостность в вопросах бизнеса. Он пробовал себя за рулем гоночных машин и даже добивался неплохих результатов, но быстро понял, что сможет заработать на автоспорте в ином качестве. Менеджер пилотов и владелец команд, он обрастал нужными связями, продавал неизменно дороже, чем покупал, и всегда готов был идти на рискованное дело, если оно сулило большие выгоды.
В лихую гоночную пору начала 80-х он возглавил поход против тогдашних руководителей Формулы 1, а затем, заполучив часть властных полномочий, насколько раз жестоко подавлял подобные бунты в исполнении других. Берни вел Формулу 1 к процветанию, но и сам в то же время вовсе не беднел. Острословы могут сколько угодно говорить, что половина всей недвижимости Лондона в тот или иной момент находилась в руках Экклстоуна, но никто не сомневается в том, что чемпионат под его руководством достиг потрясающих коммерческих успехов.
Общую стоимость Формулы 1 сейчас оценивают в 4,5 миллиарда долларов. И хотя формально формальным владельцем серии является компания CVC Capital Partners, все здесь решает именно он. Часто говорят, что британец никому не прощает обиды, и что план коварной мести он готов вынашивать не годами – десятилетиями. Но он по-прежнему любит автоспорт, а те немногие счастливчики, кто смог увидеть его коллекцию гоночных машин, расположенную в Биггин-Хилл к югу от Лондона, пребывают в неописуемом восторге.
Экклстоун расширяет границы своей империи, вовлекая в нее все новых производителей и спонсоров, новые страны. Рев формульных моторов давно стих над классическими европейскими автодромами – Зандфортом, А1-Рингом, Маньи-Куром. Его манят Абу-Даби , Корея, Техас, Индия, он смог таки разрушить многолетнее проклятие и подписал контракт на проведение гонки в России.
Формула 1 немыслима без Берни, и нам всем надо радоваться, что у чемпионата есть такой невероятный – хоть и очень корыстный – руководитель. Можно только догадываться, какой Ф1 была бы без Экклстоуна, да и была ли бы она вообще. И сегодня мы от всей души поздравляем главу менеджмента Ф1 с 80-летием и желаем ему еще множества счастливых лет у руля чемпионата – на наше общее благо.
| |