|
В Большом театре состоится премьера оперы «Дон Жуан» в постановке молодого режиссера Дмитрия Чернякова. Зрелище обещает удивить зрителя. К примеру, герои хрестоматийного сюжета предстанут без традиционных кринолинов и напудренных париков. Все они будут из нашего времени. Так прочитал либретто режиссер.
Оперная новинка Большого стала предметом обсуждения еще до премьеры. Главная тема - каким станет Дон Жуан от Чернякова.
«Дон Жуан во время спектакля вызывает симпатию зрителя, несмотря на то, что он убил человека, обманул всех женщин, но все его любят», - говорит дирижер-постановщик Теодор Курентзис.
Козырь героя-любовника отнюдь не во внешней привлекательности. «Здесь есть что-то другое в характере, что-то особенное, - говорит исполнитель главной партии Димитриос Тилякос. - Прежде всего, мой герой - очень интересная, очень глубокая, очень сильная личность».
Он врывается в чужую жизнь и все переворачивает с ног на голову. В оригинальном либретто главному герою противопоставлены люди из разных социальных слоев - от знати до крестьян. Но Чернякова интересуют проблемы не социальные, а психологические, поэтому всех героев он делает одной богатой буржуазной семьей. «Таким образом проявляется очень много взаимоотношений, связанных, например, с тем, что они все находятся под воздействием одного мужчины, - поясняет режиссер-постановщик, художник-постановщик Дмитрий Черняков. - Как он начинает внедряться в их жизнь, как они между собой вступают в очень сложные взаимоотношения - обиды, ревности, конкуренции, собственничества».
Черняков по-своему отмеряет и время действия пьесы. В авторском либретто это три дня, у режиссера - шесть месяцев. Он растягивает время, чтобы показать, насколько значительной в жизни героев стала встреча с Дон Жуаном.
При внешней современности режиссерского решения, музыка Моцарта звучит точно так же, как во времена композитора. Оркестр играет на исторических инструментах. Флейты, валторны и лютни специально для этой постановки были найдены или сделаны по эскизам XVIII века. «Эта лютня - копия той, на которой играл сам Бах», - говорит музыкант Василий Антипов.
Эта скрипка 1723 года. Благодаря жильным струнам она дает не громкий, но зато очень объемный звук. «Слышите, долго, да? Это то, что я не слышал на железных струнах ни разу, - говорит музыкант Афанасий Чупин. - А здесь я могу играть этими вещами. А если это делает оркестр, то создается совершенно другое впечатление, происходит другое осмысление звука. Может звучать даже тишина».
Чтобы соответствовать историческому звучанию знаменитой музыки, певцам пришлось менять манеру исполнения. «Приходилось немного по-новому учиться петь. Приходилось прибирать естественное вибрато, приходилось максимально выравнивать звук, чтобы это было, как Курентзис говорит, как водичка», - рассказывает оперная певица Алина Яровая.
Над костюмами к спектаклю Дмитрий Черняков работал сам. В его платьях, жакетах и брюках нет ни пышной театральности, ни исторической достоверности. «Самый идеальный для меня костюм - это, когда зритель в итоге не заметит - ах, как они были одеты! А все сочтут, что они были одеты так, как и должно было быть, само собой разумеющееся», - объясняет Черняков.
Он придумал костюмы словно из сегодняшнего дня, чтобы еще раз подчеркнуть, «Дон Жуан» - опера на все времена.
| |