|
Практически все сентябрьские релизы 2010 уже отработали свою недолгую жизнь в российском прокате. Настало время подвести итоги, и сравнить наши оптимистические прогнозы (см. статью Сентябрь: Бархатная революция проката) с тяжелой действительностью, царящей в кинотеатральных залах страны. И, несмотря на тот факт, что нам вновь удалось достаточно точно предсказать практически весь ТОП-10, оценивая результаты, трудно отделаться от ощущения, что сентябрьский бархат оказался лишь улучшенной версией ситца. Почему так?
Начнем с лидера. Он был очевиден, он им (то есть сам собой!) и стал. Фильм «Обитель зла в 3D. Жизнь после смерти» собрал в России почти 20 млн. долл., да и во всем мире прошел лучше, чем все предыдущие три части зомби-франшизы. И шуточное заочное соперничество, которое мы затеяли между Миллой Йовович и Анджелиной Джоли, закончилось не в пользу последней, так как «Обитель зла 4» собрала почти вдвое больше, чем «Солт». И что тому причиной - стереоформат или русские корни Йовович - решайте сами. Второе место досталось тем самым «птичкам», в которых мы, с некоторой опаской, но все же поверили - «Легенды ночных стражей» уже собрали 8,5 млн. долл., и продолжают понемногу пополнять кассу (он стартовал 30 сентября, но единственный из конкурентов недели имеет стабильные показатели). Бронза досталась отечественному релизу (впервые за последние месяцы) - «Край» Алексея Учителя с итоговой суммой в 5 млн. долл, принес нам патриотическую гордость; хотя чтобы отбить 11-миллионный бюджет, ему нужно было собирать в 4 раза больше. Мы прогнозировали «Краю» заслуженное место в ТОП-10, но третье место - это выше всех ожиданий! Четвертое место, согласно нашему прогнозу, ушло к анимационному хиту сентября - клыкастой истории «Альфа и Омега», с кассой в 3,8 млн. долларов. Этот мультфильм, как мы и анонсировали, обошел комедии «Копы в глубоком запасе» (3,25 млн. долл. - 5 место) и «Снова ты» (3,15 млн. долл., - 6 место). Да и дьявольские ужастики, соответственно, он победил, хотя и они заняли свои заслуженные места в ТОП-10: «Дьявол» (9 место, 2,28 млн. долл.) и «Последнее изгнание дьявола» (10 место, чуть более 2 млн. долл.). Единственным релизом, пробравшимся в ТОП-10 не в соответствии с нашим анонсом, стал триллер «Американец» (7 место, 2,95 млн. долл.). Видимо, обаяние Джорджа Клуни , исполнившего в картине главную роль, еще в силе, и способно заманить в залы несколько больше людей, чем мы ожидали. Удачнее, чем можно было представить, выступил и запоздалый сиквел «Уолл-стрит: Деньги не спят», который, в итоге, разделил 10 место ТОПа сентября с малобюджетным ужастиком про очередное изгнание дьявола. А разухабистый экшн Роберта Родригеса «Mачете», которому мы обещали место в ТОП-5, скатился на 8 место с показателем в 2,66 млн. долл. Но это легкая заминка на финише не идет ни в какое сравнение с провалом пародии «Вампирский засос», который вместо нашего ТОП-5 оказался в итоге лишь на 13-м месте сентябрьской таблицы с кассой в 1,75 млн. долл. Оказалось, что фанаты «Сумерек» не оценили чувство юмора создателей этой комедии, и просто бойкотировали сеансы. Что ж, на будущее будут умнее, и голливудские пародийщики, и мы. Из гонки дистрибьюторов тоже все сложилось по нашему рецепту. Золотой чемпион - WDSSPR - с тремя проектами из ТОП-10, включая лидера, заработал в сумме более 26 млн. долл. («Обитель зла 4», «Снова ты» и «Копы в глубоком запасе»). А серебро и бронзу поделили между собой Каро Премьер и ЦПШ. Причем карошники заработали почти 10 млн. долл. двумя релизами («Легенды ночных стражей» и «На расстоянии любви»), а ЦПШ - аналогичную кассу - тремя фильмами («Альфа и Омега», «Край», «Москва, я люблю тебя»). Остальные прокатчики довольствовались малым: Фокс тремя релизами не наскреб и 4 млн. долл, все другие и того меньше. В свете этого неофициального соревнования, назревающее объединение прокатных отделений холдинга Каро (Каро Премьер и Каропрокат) приведет к усилению позиции этого дистрибьютора на рынке (тогда, например, уже в сентябре у него было бы заслуженное серебро). Оценивая результаты сентября в целом, наглядно видно, что многие фильмы реально не добирают (учитывая и формат выпуска, и рекламные кампании, да и качество самих релизов) денег в прокате. Поэтому, несмотря на то, что и по показателям лидера, и по уровню ТОП-10 сентябрь оказался лучше, чем август (его итоги см. в статье Октябрь: блокбастеры уступят середнякам), прогнозируемый «бархат» прокатной сетки оказался с подкладкой в виде самого дешевого «ситца». В чем причина? Неужели зритель, которого все обвиняют в стадности, глупости и бог еще знает в чем, оказался не так прост, как все хотели? Или же кризис назрел и в жанровом кино, раз уж и киноискусство давно не видело и не слышало новых громких имен? А может, и система проката и кинопоказа все никак не найдет идеальную схему взаимоотношений? В этом нам тоже необходимо разобраться в ближайшем будущем. А пока будем, цитируя известную песню, «лепить из того что было», и шить бархатный костюм с ситцевой подкладкой.
| |