|
Встреча Дмитрия Медведева, Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в Астрахани стала уже третьей в этом году - в конце января президенты виделись в Сочи, а в июне - в Санкт-Петербурге.
Как и во время первых двух встреч, основной темой переговоров был Карабах, за последние два года ставший для господ Медведева, Алиева и Саргсяна поистине неиссякаемым источником для дискуссий. Достаточно сказать, что президент России собирает коллег из Баку и Еревана поговорить втроем на эту тему уже седьмой раз. Первые переговоры в таком формате, прошедшие вскоре после войны в Грузии в ноябре 2008 года, можно было назвать прорывными - главы государств даже приняли расплывчатую общую декларацию, ставшую первым за долгие годы политическим документом, под которым подписались лидеры Азербайджана и Армении. Правда, последующие встречи даже таких результатов не принесли. Позиция Азербайджана в этом вопросе однозначная. Обоснованные заявления официальных лиц Баку, сделанные еще до астраханской встречи, четко указывают твердость Азербайджана. К примеру, несколько дней тому назад министр иностранных дел республики Эльмар Мамедъяров в Баку на симпозиуме специалистов по международным отношениям по теме «Южный Кавказ в меняющемся мире», заявил: «Уверен, что план урегулирования карабахского конфликта, предложенный Минской группой ОБСЕ, приведет к освобождению наших территорий и справедливому решению конфликта. Нынешний переговорный процесс берет начало с 2007 года, когда сопредседатели МГ ОБСЕ разработали основные принципы урегулирования». По его словам, в 2009 году в Афинах сопредседатели МГ ОБСЕ представили обновленные мадридские принципы по урегулированию конфликта, с которыми Азербайджан согласился. Этот документ предусматривает возвращение оккупированных территорий, открытие коммуникаций, возвращение беженцев на места своего прежнего проживания, обеспечение безопасности жителей Нагорного Карабаха посредством международных миротворческих сил. Однако проблема заключается в том, что Армения до сих пор не определилась с оценкой этого документа. «Армения настаивает на реализации принципа самоопределения народов. Азербайджан не против этого и готов представить армянам Нагорного Карабаха высокий статус автономии в составе Азербайджана. Мы заинтересованы в продолжении переговоров, и пусть Армения не пытается их тормозить. В XXI веке нельзя безнаказанно оккупировать чужие земли и менять границы», - заявил глава МИД Азербайджана. Следует заметить, что официальный Баку, не отказываясь от переговорного процесса, тем не менее, совершенно обоснованно и справедливо, оставляет за собой право военным путем освободить свои территории от оккупации и восстановить контроль над Нагорным Карабахом. Свидетельством серьезности таких намерений являются увеличивающиеся из года в год расходы на оборону. К примеру, общие расходы на военные нужды в государственном бюджете страны в 2011 году заложены в размере 2 млрд. 511 млн. манатов, что на 1 млрд. 187 млн., или 89,7% больше, чем в 2010 году. Причем из этой суммы на финансирование оборонного потенциала страны будет выделено 1 млрд. 325 млн. манатов. Дополнительно к этой сумме еще 1 млрд. 87 млн. манатов планируется направить на доведение азербайджанских вооруженных сил до современных требований и приобретение современного оружия и техники. Как недавно заявил президент Ильхам Алиев на расширенном заседании правительства, «в настоящее время азербайджанская армия - это самая сильная, самая профессиональная и самая боеспособная армия на Южном Кавказе, и мы, конечно же, продолжим работу в этом направлении». При этом глава государства подчеркнул, что более 3 млрд. долл., выделяемые на нужды обороны, превышают расходную часть госбюджета Армении, которая составляет более 2 млрд. дол Однако, несмотря на все эти зримые преимущества Азербайджан, Армения продолжает гнуть свою линию и придерживает позиции, которая весьма далека от конструктивизма. Вот при такой полярности позиций Азербайджана и Армении президент России решил провести встречу в Астрахани. Какова причина? Не уж то Медведев надеялся на какие-то серьезные подвижки в карабахском вопросе? Конечно же, нет. Никакого ажиотажа в Москве не испытывали и накануне нынешней встречи. Еще до встречи в российскую прессу просочились сведения, что Кремль не ожидает прорывов, и эта встреча важна как продолжение диалога. Прогнозы оправдались. Никаких документов в Астрахани подписано не было, а президенты Азербайджана и Армении, которых президент Медведев прокатил на корабле по Волге, в очередной раз зафиксировали свои полярные позиции. Кроме того, для России вчерашняя встреча в Астрахани имела, по крайней мере, еще один позитивный итог - она подкрепила претензии Москвы на статус ключевого посредника в диалоге между Баку и Ереваном. Дело в том, что в прошлом году к процессу замирения Азербайджана и Армении резко подключилась Минская группа ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию (помимо РФ в нее входят США и Франция), устроив еще две встречи господ Алиева и Саргсяна уже без участия Дмитрия Медведева. А в июле во время своего турне по Закавказью с обоими лидерами встречалась госсекретарь США Хиллари Клинтон , предлагавшая посреднические услуги Вашингтона. Кстати, вчера с сопредседателями Минской группы в Астрахани встречался и Серж Саргсян, но переговоры в таком формате заняли всего 20 минут. Как и на всех предыдущих встречах, прорыва не произошло. Впрочем, Москва итогами переговоров все равно довольна: стороны договорились об обмене военнопленными и возвращении тел погибших, а главное, показали, что по-прежнему воспринимают Россию как посредника, несмотря на недавнее продление аренды военной базы РФ в Гюмри, которое взбудоражило Баку, и контракт об увеличении «Газпромом» закупок азербайджанского газа, который не понравился Еревану. В последнее время зримо ощущается активность российского президента, как в вопросах внутренней, так и внешней политики. Как видно Дмитрий Медведев уже сейчас начал подготовку к следующим президентским выборам. Очередная, пусть даже не очень успешная попытка сблизить позиции лидеров Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна вновь подтвердила роль президента РФ Дмитрия Медведева, как посредника и миротворца. Однако, какие же подвижки принесла астраханская встреча в карабахском вопросе? Ровным счетом: никаких. Фуад Мамедов-Пашабейли
| |