|
В Госдуме готовится законопроект, который разрешит нашим ЧОПам работать за рубежом на охране нефтяных и газовых месторождений, принадлежащих российским компаниям.
Это дорого, но необходимо, считают разработчики. Детали выясняла корреспондент «Вести ФМ» Инесса Алексеева.
Охранять зарубежные активы российских фирм, скажем, в Африке и на Ближнем Востоке традиционно доверяют местным структурам. Однако уже скоро все может измениться. Россия будет использовать свои охранные фирмы.
Соответствующий законопроект подготовлен членами комитета Госдумы по безопасности. Зампредседателя этого комитета Геннадий Гудков не стал называть хотя бы приблизительную стоимость использования услуг российских ЧОПов, но высказал убеждение в том, что правовой вакуум необходимо ликвидировать.
«Действительно, надо создать правовой механизм, который позволял бы нашим ЧОПам работать не только на территории России, но и расширять пределы, потому что есть принцип экстерриториальности. Например, любое судно, выходящее из российского порта, оно обладает правом экстерриториальности и там действует закон о РФ. Есть платформы, есть, допустим, на том же Шпицбергене шахты. Поэтому, конечно, нужно правовое регулирование», - считает Гудков.
Пока же такого закона нет, наши гиганты - «Газпром» и «Газпром нефть», заинтересованные в разработке месторождений в Иране и Ираке, «Роснефть», тоже нацеленная на Ближний Восток, а также главный добытчик бокситов в Гвинее - алюминиевый гигант «РусАл», будут все же задействовать местную, а не российскую охрану. В этих компаниях никак не комментируют готовящийся законопроект. Зато компания «ЛУКойл», имеющая долю в иракском месторождении «Западная Курна-2», назвала идею «интересной». Аналитик Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов полагает, что этот закон поможет России в решении вопросов спорных территорий, особенно тех, что расположены в шельфовых зонах.
«Это территории, которые являются наиболее значимыми, потому что на шельфах сейчас сосредоточена значительная часть энергоресурсов. Плюс они носят большой стратегический характер, например, спорные территории в Черном море являются очень важными с точки зрения логистики. Это касается и шельфовых территорий на востоке России и на северо-западе», - комментирует Абзалов.
Предполагается, что обеспечивать безопасность нефтегазовых скважин, а также шахт и карьеров по добыче полезных ископаемых будут около тысячи сотрудников частных охранных предприятий. Пока путь на международный рынок охранных услуг для них закрыт. По словам гендиректора ЧОПа «Вымпел-фаворит» Алексея Воронова , он и его коллеги давно ждут закона, однако уже сейчас предполагают, как велика будет конкуренция.
«Ведь мы выходим на рынок охранных услуг. В России мы конкурируем сами с собой, а выходя на внешний рынок, мы столкнемся с другими сообществами, структурами, представителями этих структур. Поэтому все-таки это будет большая и больная тема для нас. Хотя выход этот на данный рынок для нас -просто супер!», - заявил Воронов.
Для многотысячных охранных структур США, Великобритании и Франции, успешно работающих за рубежом, это уже давно процветающий денежный бизнес. Например, в крупнейшей зарубежной охранной структуре Group 4 Securitas - с ежегодным оборотом в 10 миллиардов долларов - работает около 230 тысяч сотрудников.
Хотя, из-за постоянно возникающих скандалов, работа западных охранных предприятий уже вызвала массу недовольства в таких странах, как Ирак и Афганистан. Афганский президент Хамид Карзай даже ввел запрет на их деятельность в своей стране.
| |