|
Президент РФ Дмитрий Медведев в рамках своего визита во Вьетнам, запланированного на предстоящие субботу и воскресенье, привезет в Ханой целый ряд контрактов и стратегических соглашений, которые были согласованы ранее, и теперь пришла пора их подписывать.
В частности, Россия построит первую вьетнамскую АЭС - ее энергоблок №1 будет введен в строй в 2020-м году. После этого - в перспективе - есть предварительная договоренность о строительстве еще одной АЭС, что позволит Вьетнаму стать едва ли не единственной энергонезависимой страной в регионе.
Помимо мирного атома, Москва активно торгует с Ханоем и оружием, конечно же, неядерным. По данным Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) во главе с Игорем Коротченко, только за последние три года Россия подписала с Вьетнамом контрактные обязательства на поставку продуктов военного назначения (ПВН) на сумму более $5,5 млрд. Причем, помимо авиации, систем ПВО и стрелкового оружия, РФ также помогает вооружать вьетнамский флот.
В феврале этого года Россия и Вьетнам заключили контракт на поставку 12 истребителей Су-30МК2 и авиационного вооружения на общую сумму около $1 млрд. А как раз накануне визита Медведева начались поставки запчастей для сборки российских ракетных катеров.
Собственно сотрудничество в море с Вьетнамом приносит России наибольшую выгоду. Помимо военных поставок, это также добыча нефти. А теперь еще, накануне приезда Дмитрий Медведева , появилось неофициальное заявление Главштаба ВМФ РФ о том, что российский флот при принятии соответствующего политического решения готов в течение трех лет восстановить работу пункта материально-технического обеспечения во вьетнамском порту Камрань. Эта база, напомним, была ликвидирована (даже не законсервирована) в начале первого срока президентства Владимира Путина по причине недостатка финансов, а также, возможно, в связи с наступившим тогда временным потеплением в российско-американских отношениях. Теперь же в Москве раздаются голоса в пользу ее восстановления.
Вероятная причина лежит на поверхности - у берегов стран Юго-Восточной Азии и в Тихом океане началась военно-морская гонка. Не успели США «отгневаться» по поводу создания китайской базы ВМФ на острове Хайнань, как сами перешли к укреплению своего флота. Как сообщило британское издание Daily Telegraf, Вашингтон приступил к модернизации на острове Гуам военной базы. Это обойдется американцам в $8 млрд. В дополнение к уже существующим объектам на находящейся там базе ВВС США создаются док для авианосцев, система ракетной обороны, военные полигоны. Одновременно США ассигновали $126 млн на модернизацию инфраструктуры на британском острове Диего-Гарсия в Индийском океане.
Видимо, многие в России считают, что у Москвы в этом регионе достаточно серьезные интересы, и их имеет смысл защитить. Вот только крайне сомнительно, чтобы Кремль на это пошел.
Как заявил «Росбалту» депутат от КПРФ, бывший командующий Черноморским флотом (1998-2002 годы) Владимир Комоедов, «инфраструктуру сделают, а кто там (в Камрани - "Росбалт") будет стоять?» По его словам, «надо, чтобы там базировались корабли, которые будут контролировать Индийский океан, приносить пользу для страны». А у России их сейчас просто нет - ей не с чем приходить в регион. К тому же это весьма дорогое удовольствие, ведь перед закрытием базы, напомним, Вьетнам хотел повысить арендную плату за нее до $500 млн.
«Нельзя дать однозначного ответа на вопрос - насколько нужно России военное присутствие в Камрани, ведь военная база была нужна во время Советского Союза, "холодной войны", жесткого идеологического, политического и военного противостояния систем, - как сдерживающий США фактор», - пояснил «Росбалту» член-корреспондент РАН Василий Михеев. По его словам, вряд ли можно сказать, что, с этой точки зрения, база нужна и сейчас.
«С другой стороны, в последнее время все больше обостряется проблема морского пиратства. Растут расходы государств на обеспечение безопасности путей сообщения, людей, судов и грузов. В этом контексте можно выстроить полезную линию взаимодействия: у России появляется возможность более плотно развивать военное сотрудничество с Китаем, Индией, Кореей, США. Поэтому Камрань вполне можно использовать - с этой точки зрения», - отмечает Василий Михеев. Но это, возможно, резюмирует он, только после тщательного экономического анализа.
Другое дело - выстраивание в Юго-Восточной Азии «новой линии поведения с опорой на Вьетнам», считает эксперт. «В этом ключе попытка оживить отношения с Вьетнамом может быть интересна, тем более что между двумя странами существует старая история дружбы», - уверен Василий Михеев. При этом, по его словам, России не стоит увлекаться этой игрой и забывать, что потенциал доминирующей сегодня в регионе страны, то есть Китая, все же заметно выше.
Таким образом, вряд ли стоит ждать от поездки Дмитрия Медведева каких-то сенсационных результатов. Весьма возможно, что разговор о военно-морской базе и зайдет. Но это будет уже совсем другая база - цели и масштабы явно не те, что при СССР. И, в первую очередь, не потому, что Россия так сильно ослабла за последние 20 лет, - просто ее интересы существенно изменились.
Иван Преображенский, Дмитрий Пановкин
| |