|
Пока учёные ищут доказательства существования воды на других планетах и конструируют молекулярные «синхротроны», обыватель продолжает активно верить в привидения и домовых.
Два американских социолога, чрезвычайно заинтересованные этим феноменом, провели немало времени, посещая распродажи амулетов, ночуя в домах с привидениями, шагая нога в ногу с охотниками на снежного человека и сохраняя серьёзную мину на собраниях обществ анонимных жертв похотливых инопланетян. Кроме того, они дважды организовывали масштабные опросы сограждан.
Свои соображения Кристофер Бэдер и Карсон Менкен из Университета Бэйлора изложили в книге «Паранормальная Америка: встречи с привидениями, наблюдение НЛО, поиски снежного человека и прочие диковины религии и культуры» (Paranormal America: Ghost Encounters, UFO Sightings, Bigfoot Hunts, and Other Curiosities in Religion and Culture).
Главный итог работы состоит в развенчании стереотипного представления о том, что все люди, верящие в паранормальные явления, принадлежат одному и тому же типу. Оказалось, что среди них встречаются и необразованные нищие, и могущественные бизнесмены, и бездомные бродяги, и успешные нейрохирурги.
Для одних паранормальные явления просто служат средством объяснения мира. Для других это шанс сделать важное открытие, пережить захватывающее приключение и стать знаменитостью. Богатой знаменитостью. «Это своего рода пережиток детских желаний во взрослом состоянии, - поясняет г-н Бэдер. - Одни люди сидят в светлой и тёплой комнате, а другие ощущают себя в доме, наводнённом демонами».
Паранормальное определяется исследователями как набор представлений, которые не поддерживаются наукой или религией. Точных данных насчёт степени распространения этих верований у учёных нет, но они указывают на тот факт, что в 1970-80-х гг. на телевидении с трудом можно было сыскать парочку передач на эту тему, тогда как сегодня их десятки.
Опросы, в которых в общей сложности приняли участие более трёх тысяч американцев, показали, что чаще всего любителями паранормального становятся люди с религиозностью средней интенсивности. Они достаточно открыты, чтобы поверить в непознанное, и в то же время не настолько преданны своей религии, чтобы отсечь всё, что к ней не относится.
Разные виды паранормальных верований связаны с разными демографическими группами. В привидений чаще верят женщины. Выпускники колледжей чаще выходят за пределы физического тела, а неженатые белые мужчины более благосклонно относятся к россказням об НЛО.
Наиболее удивительной группой оказались люди, одержимые снежным человеком. Они опровергли все стереотипы. Это очень серьёзные, ужасно консервативные люди, достигающие зачастую высот профессионального мастерства в избранной специальности. Их вера в существование йети настолько противоречит их образу жизни и социальному окружению, что любая попытка поделиться своим интересом не вызывает у родственников и коллег ничего, кроме раздражения. В результате они уходят в себя и ещё сильнее хотят доказать всем свою правоту.
Авторы приводят типичный пример такого охотника, который уверен, что в один прекрасный день снежный человек перешёл ему дорогу в лесу. «Представьте себе: вам что-то почудилось, и вы испытали огромный стресс, - говорит г-н Бэдер. - Всю жизнь вы считали себя нормальным, неглупым парнем, и вот вы видите перед собой огромную обезьяну. Вам как-то надо примирить это со своей повседневной жизнью. Иными словами, эти люди не стараются доказать существование чего-то странного. Они пытаются доказать, что в них самих нет ничего странного».
Майкл Шермер, исполнительный директор Общества скептиков и основатель журнала Skeptic, объясняет существование суеверий самим устройством нашего мозга, который во всём хочет увидеть систему и готов любую придуманную им самим систему считать реально существующей, будь то объяснение скрипов в старом доме или совершенно случайного расположения точек на экране компьютера.
Подготовлено по материалам Discovery News.
| |