|
Москва. 1 ноября. FINMARKET.RU - После последовательного роста с начала года, в третьем квартале индекс потребительского доверия (ИПД), рассчитанный компаний Nielsen по итогам глобального опроса, опустился на три пункта до 90 пунктов.
Так, если в первой половине года в настроениях глобальных потребителей наблюдались оптимистичные ожидания, к концу 2010-го ИПД упал на 20-ти из 53 проанализированных рынков.
«Такая реакция глобальных потребителей демонстрирует нестабильность текущего состояния мировой экономики и разрыв в скорости восстановления отдельных рынков и регионов», - комментирует результаты исследования доктор Венкатеш Бала, Главный экономист The Cambridge Group (входит в состав The Nielsen Company).
Более половины респондентов в мире (56%) полагают, что их страны все еще находятся в экономическом кризисе, и 48% не верят, что их национальные экономики выйдут из рецессии в ближайший год.
По-прежнему высокий уровень безработицы в США и продолжающийся рост безработицы в целом ряде европейских стран оказывает наибольшее влияние на показатели потребительского доверия в третьем квартале 2010 года. 64% американцев и 70% европейцев говорят, что перспективы трудоустройства в следующем году не очень хорошие или вовсе, плохие.
Многие потребители стали еще более умеренными в тратах сверх основных расходов даже по сравнению с периодом двумя годами ранее, в самый разгар кризиса. В третьем квартале 2010 уровень свободно располагаемых средств у потребителей достиг самого низкого уровня, отмечается в обзоре Nielsen.
Так, 27% американцев, 19% европейцев, 17% жителей Ближнего Востока и африканцев, 16% латиноамериканцев ответили, что у них не остается свободных средств после оплаты основных расходов на проживание. Примечательно, что в России так говорят только 10% опрошенных.
Россияне устали думать об экономике
Оценка состояния национальной экономики россиянами, по данным Nielsen, в третьем квартале напротив, улучшилась и индекс ИПД дорос до мирового уровня (90 пунктов). Впрочем, согласно исследованию «Росгосстраха», потребительские настроения в стране, наоборот, несколько ухудшились. Рассчитываемый страховой компанией индекс потребительских настроений (ИПН) осенью 2010 года составил 122 пункта, тогда как весной-2010 он равнялся 123 п., осенью-2009 - 125 п. В опросе «Росгосстраха» приняли участие около 5,7 тыс. жителей РФ.
В России потребители по-прежнему осторожны в своих тратах, несмотря на сравнительно высокую оценку собственных финансов, свидетельствуют данные Nielsen. 56% российских респондентов расценивают свое финансовое состояние на ближайший год как хорошее и отличное. Однако что касается готовности тратить: 58% считают, что сейчас не самое лучшее время для совершения покупок.
Потратить свободные средства на товары, которые им нужны или хочется иметь, российскому потребителю мешают растущие цены на продовольствие - это первый пункт в списке главных источником для беспокойства у россиян (16%). На втором месте - здоровье (14%), на третьем - баланс между работой и домом и образование и благополучие детей (по 10%).
Но в противовес глобальным потребителям (13%) и американцам, для которых главным источником для беспокойства остается экономика (28%), лишь 4% российских потребителей разделяют их опасения.
«Похоже, что россияне устали бояться и ждать худшего от будущего, и сосредоточились на каждодневных заботах и себе, - говорит Ольга Малинкина, директор отдела потребительских исследований "Nielsen Россия". А заботиться есть о чем: рост цен на продукты питания и услуги ЖКХ, все меньшие располагаемые свободные средства заставляют россиян быть более изобретательными в расходовании свободных средств».
Самым популярным способом снижения своих расходов для россиян остается сокращение трат на развлечения вне дома (63% говорят, что продолжают экономить на этой статье расходов) и покупке новой одежды (55%).
«А учитывая, что для более, чем половины (58%) участников исследования в России обновление гардероба - самый популярный и доступный способ применения свободных средств, видимо, экономия означает не столько снижение частоты покупок, сколько переход на более дешевые марки», - говорит О.Малинкина.
| |