|
Московские театры обязали в срочном порядке представить паспорта спектаклей. Вероятно, скорый переход на новые экономические рельсы требует новых обоснований для финансирования театрального дела. О том, с какими трудностями сталкиваются театры рассказывает культурный обозреватель «Вестей ФМ» Григорий Заславский.
Ещё не все, но вот уже два с половиной десятка московских театров получили предписание - в театрах говорят, что из столичной Счетной палаты: к определенному сроку необходимо представить паспорт на каждый спектакль, который они играют. Всё по порядку - как в анкете на выезд: фамилия, имя, отчество, национальность... Да, и национальность автора - такая графа в паспорте спектакля тоже имеется. Форма была утверждена больше 10 лет назад, хотя, кажется, тогда этой графы в российских паспортах уже не было.
Дальше - жанр, дальше - тема спектакля. Мне уже рассказали, как в одном московском музыкальном театре, не мудрствуя лукаво, написали, что тема «Евгения Онегина», оперы Чайковского - энциклопедия русской жизни. В таком случае можно подсказать Генриетте Яновской, у которой в ТЮЗе идет «Гроза» Островского, что ее спектакль - про луч света в темном царстве. Было время, мы пытались уйти от этих все упрощающих клише, сейчас, выходит, к тому же и возвращаемся.
Труднее всего, конечно, с операми и комедиями. В комедиях - помните, «Гоголь» говорил, что единственный положительный герой у него в «Ревизоре» - смех? В операх с безукоризненными героями и сюжетами тоже туговато. И каждый ответственный руководитель театра трижды задумается, прежде чем напишет всю правду. А вдруг обернется неприятностями?
Кстати, сравнение с анкетой на выезд можно продолжить, - в том смысле, что не каждый спектакль может в итоге получить одобрение. Ведь не зря же прислали эти паспорта, значит, кто-то потом будет вчитываться, сверять, думать: француз, - если автор, например, француз, - революция, правда, тоже французская, что там еще?. Стоит ли такую ерунду, к тому же импортную, поддерживать государственными дотациями? Конечно, не стоит.
По-моему, с этими паспортами, когда речь о театрах, вообще об искусстве, такая же ерунда получается, как с 94-ым законах о тендерах: тогда же поначалу тоже предполагалось, что если кто-то готов будет поставить «Трех сестер» за меньшие деньги, чем Марк Захаров или Петр Фоменко, то и слава Богу, - дешевле - для бюджета всегда будет лучше. А для театра - не всегда.
| |