|
Сегодня в Эстонии должен начаться судебный процесс над бывшим сотрудником советской госбезопасности - 82-летним Вяйно Пехком. Его обвиняют в подготовке и проведении депортации эстонцев в 1949 году. Ветерану НКВД грозит пожизненное заключение. Подробности - у корреспондента «Вести ФМ» Инессы Алексеевой.
Дело Вяйно Пехка - очередной эпизод, связанный с попыткой эстонских властей разобраться с событиями 60-летней давности, когда тысячи эстонцев принудительно выселили из республики в Сибирь. Бывшему сотруднику госбезопасности сейчас 82 года. В том далеком 1949 он был младшим оперуполномоченным Тартуского горотдела МГБ. Отделение занималось борьбой с «лесными братьями».
В вину Пехку ставят то, что он собрал данные о шести десятках семей. Документы впоследствии могли стать основанием для депортации этих людей. А девятерых он якобы лично доставил на сборный пункт. Сам Пехк свое личное участие отвергает. Говорит, что в день высылки, 25 марта, он находился в другом месте и не принимал участия в депортации. И хотя его фамилия значилась в списке опергруппы, его заменил другой человек.
Учредитель эстонской общественной организации Союз Северо-Западников Нового Поколения Олег Морозов уверен, что дело Пехка - в одном ряду с делами других ветеранов советской госбезопасности - Карпова и Никеева в Эстонии, Василия Кононова, Арнольда Мери и Маркелиса Булатоваса в Латвии и в Литве.
«Все эти процессы против стариков, вся вина которых лишь в том, что они служили в Красной Армии, все это делается для того, что бы поставить на одну черту тех, кто воевал с нацизмом, и тех, кто служил нацизму. Они вытаскивают этих стариков и начинают их судить за преступления против человечности, хотя вся их вина была лишь в том, что они сопровождали до поезда, который отвозил людей до поселения. Причем далеко не невинных людей, связь с бандитским подпольем была как минимум», - отмечает Морозов.
Руководителя Антифашистского комитета Эстонии Андрея Заренков подобная активность властей не удивляет.
«Мы уже привыкли, что здесь черное называют белым, тех, кто поднимал экономику - оккупантами, привыкли к тому, что освободителей страны называют предателями или участниками геноцида против своего собственного народа. Это типовое дело. Жалко, что Европа не реагирует на это. Случай с Кононовым хорошо показал цену европейскому правосудию. Для них главное не вмешиваться и отдать на откуп эти дела национальной фемиде», - замечает Заренков.
Российский МИД в дело Пехка не вмешивается. Он не является российским гражданином. В остальных случаях российские дипломаты отмечают, что иски против бывших чекистов, которые один за другим возбуждаются в последнее время в Прибалтике, идут вразрез с нормами международного права. Хотя в некоторых случаях Россия могла бы сыграть определенную роль, считает директор Института прав человека Валентин Гефтер .
«Вообще, иные государства потом могут ставить вопрос о правомерности таких преследований или в Европейском суде, если дело дойдет, или в иных органах международного уголовного правосудия. Но никакого прямого вмешательства в этот процесс ни со стороны России, ни со стороны другого государства быть не может», - говорит Гефтер.
К слову, помимо дела Пехка, в Эстонии сейчас ведется расследование в отношении еще троих ветеранов. Их так же будут обвинять в «геноциде».
| |