|
В посткризисном мире элементы поп-культуры (кинопостеры, комиксы и другие сувениры) стали способом застраховать свои средства и даже неплохо заработать
Москва. 3 ноября. FINMARKET.RU - Когда несколько лет назад бруклинская квартира Дэнни Саймонса была ограблена, 57-летний художник и филантроп был безутешен. Нет, злоумышленники не тронули его картины и бытовую технику. Произошло нечто куда более ужасное: они украли коллекцию комиксов, в том числе ранние выпуски историй о Человеке-пауке и Человеке-факеле, оцененные примерно в $20 тыс. Кто бы мог подумать, что комиксы за 15 центов, которые юные американцы некогда читали под одеялом с фонариком, во времена Великой рецессии станут выгодным объектом для инвестиций? Или что постер научно-фантастического фильма 50-х годов прошлого века будет стоить как год обучения в колледже? Как пишет журнал Smart Money, некоторые предметы коллекционирования, относящиеся к поп-культуре, показывают результаты, которым могут позавидовать даже руководители хедж-фондов. «Я рассматриваю свою коллекцию как способ застраховаться в тяжелые времена», - признается Д.Саймонс, у которого, помимо украденных комиксов, осталось еще около 15 тыс. журналов.
Как отмечают эксперты, во времена, когда волатильность рынков пугает инвесторов, перспектива обладания материальными активами, особенно связанными с юношескими воспоминаниями, привлекает спекулянтов. К тому же в тяжелый для экономики период многие коллекционеры оказались в затруднительном финансовом положении, что заставило их вернуть свои «сокровища» на рынок.
Julien's Auctions, крупный игрок на рынке коллекционной поп-атрибутики, в прошлом году зафиксировал рекордный объем продаж - на $20 млн, это более чем вдвое превышает уровень 2007 года.
Так какие же из поп-активов бросают вызов экономическому спаду? Какие из них перегреты, а какие - недооценены?
Рынок звездных сувениров, как отмечает издание, перегрет. Последние аукционы, в ходе которых продавались предметы, связанные с Майклом Джексоном и актером Роем Роджерсом, принесли значительно больше денег, нежели предполагала предпродажная оценка.
Эксперты говорят, что, хотя интерес к таким предметам, как, например, счета Мэрилин Монро из химчистки ($384), не ослабевает, делать ставку на них не стоит. Лучше всего, говорит Джо Маддалена из аукционной фирмы Profiles in History, выбирать предметы, связанные не только с культовыми именами, но и культовыми событиями. Если вы не можете выложить $67 тыс. за рукописи текстов песен с альбома Принца Purple Rain, бубен с концерта музыканта за $512 может быть хорошей альтернативой.
По словам специалистов, безопаснее всего приобретать вещи в тот момент, когда их продают сами артисты, звукозаписывающие студии или продюсерские центры. Впрочем, и здесь 100-процентной уверенности быть не может. Например, у кожаной куртки, в которой Арнольд Шварценеггер снимался в фильме «Терминатор 2», было 40 идентичных копий, и не все актер надевал во время съемок. Не нашли поддельные пулевые отверстия или следы искусственной крови? Поищите следы грима на воротнике.
Что касается рынка комиксов, для него диагноз звучит так: частичный перегрев. В отношении раритетов можно говорить о переоцененности - в этом году два журнала были проданы по цене, превышающей $1 млн. В то же время менее редкие комиксы по-прежнему остаются справедливо оцененными.
После обвала 2008 года цена на редкие старые комиксы подскочили до пяти, шести, и даже семизначных чисел. Однако эксперты, например основатель Metropolis Collectibles Стивен Фишлер, говорят: новичкам не нужны заоблачные суммы, чтобы начать коллекционирование. Сильную коллекцию популярных комиксов «серебряного века» (середина 50-х - конце 60-х годов прошлого века), можно собрать, потратив на каждый экземпляр несколько сотен долларов. Наибольшую ценность, при этом, представляют комиксы про супергероев, имеющие историческое значение (например, в них герой или злодей появляются впервые) и в хорошем состоянии. «Для комиксов хорошее состояние означает очень многое», - говорит Надя Маннарино из All Star Auctions.
Между тем, рынок кинопостеров, напротив, является недооцененным. Правда, с исключениями (плакаты к научно-фантастическим картинам 50-х годов).
В отличие от комиксов, плакаты никогда не были предназначены для коллекционирования. В послевоенные годы постеры уничтожались, поскольку кинотеатры не могли себе позволить хранить в помещении легковоспламеняющиеся предметы.
Как отмечает издание, в настоящее время этот рынок предлагает значительные возможности. Конечно, постеры некоторых фильмов 50-х годов, таких как «Запретная планета» (Forbidden Planet) все еще продаются за $10-15 тыс. Однако плакаты «Завтрак у Тиффани» и «В джазе только девушки» в последнее время упали в цене на 20-30%.
| |