|
Вам знакомо ощущение пробуждения во сне, которое, на самом деле, - лишь продолжение сновидения? Вы любите отматывать ход своих мыслей назад, чтобы понять, как в вашей голове родилась та или иная идея?
Вы с нетерпением ждете летних блокбастеров, но часто в них разочаровываетесь, потому что фильмы оказываются не столь зрелищными и содержательными, как бы того хотелось? Тогда выход 22 июля 2010 года на российские экраны новой работы Кристофера Нолана «Начало» (дистрибьютор - компания «Каро Премьер») станет для вас большим событием.
Дом Кобб (Леонардо ДиКаприо) умеет почти невозможное: он способен проникать в сны других людей и извлекать из глубин их подсознания самые сокровенные тайны. Естественно, что этот навык не остался без внимания сильных мира сего, а заодно и превратил Кобба в одинокого беглеца - лишившегося жены (Марион Котийяр), отлученного от детей и вечно балансирующего на грани между реальностью и сном. Чтобы наконец вернуться домой, увидеть лица любимых малышей и навсегда «проснуться», ему необходимо превзойти самого себя и совершить невозможное: внедрить в подсознание наследника многомиллиардной империи (Киллиан Мерфи) идею о необходимости развалить дело умирающего отца. Справиться с этой задачей Коббу должны помочь соратники, роли которых в фильме исполнили Джозеф Гордон-Левитт, Эллен Пейдж, Том Харди и Дайлип Рао, вместе с уже упомянутыми актерами составившие удивительно яркий ансамбль.
В самом начале картины герой Леонардо ДиКаприо называет идею - как таковую, независимо от ее смыслового содержания - самым мощным оружием, самым живучим паразитом. Действие фильма завязано на стремлении одних людей добыть или навязать нужные идеи другим, что демонстрирует актуальность «Начала» - фантастики, возникшей на прочной реалистической основе. Новая работа Кристофера Нолана фиксирует сосредоточенность современного постиндустриального общества на главной для него ценности - информации, которую при желании можно использовать в корыстных целях. При этом Нолан не оценивает существующую ситуацию, он просто констатирует ее и знакомит зрителей с «человеком всемогущим» - Домом Коббом, курьером, доставляющим информацию из пункта А в пункт Б, и неважно, что А и Б - это подсознание далеко не самых глупых персонажей. С такими способностями главный герой «Начала» имел бы все шансы стать сверхчеловеком начала двадцать первого века, однако разум никому не прощает игр с собой, и воспоминания о любимой женщине становятся воинственным бессознательным Кобба, делая его уязвимым, беспомощным.
Внедрение идеи требует от героя построения многоуровневого лабиринта снов. Для этого Дому Коббу нужно быть предельно внимательным и осторожным, помнить обо всех мелочах и опасностях, которые могут подстерегать его в чужом подсознании. Точно так же и Кристоферу Нолану при создании «Начала» пришлось следить, чтобы каждая деталь спроектированной им сложной конструкции оказалась на своем месте. И он играючи выстроил безупречно работающий механизм, в котором каждая шестеренка крутится и вертится в своем темпе и направлении. «Начало» - выхолощенное зрелище, абсолютно рационализированное кино. В нем нет места сантиментам и лирике. Эмоции в фильме, если и есть, то только потому, что из-за них шестеренки работают четче. Единственный щемящий эпизод поджидает зрителей ближе к развязке, когда Дом Кобб, глядя в чарующие глаза героини Марион Котийяр, озвучит удивительно точно сформулированную Ноланом-сценаристом мысль о том, что проекции людей в нашем сознании гораздо беднее оригиналов. В остальном, «Начало» - сложный, уникальный, но бездушный механизм. Режиссер на протяжении всего экранного времени водит зрителей за нос по лабиринтам собственной фантазии, не давая им свободы на вдох и выдох, четко разделяя явь и сон, а в конце, огорошивая публику, ставит мастерское многоточие. Думайте, мол, господа - я свою работу сделал. И не поспоришь - действительно ведь сделал!
| |