|
Несмотря на неопределенность своего положения, Зал камерной и органной музыки на Алом поле продолжает работу. На этот раз гостем Челябинска стал музыкант из Башкирии Владислав Муртазин. Исполнитель постигал секреты исполнительского мастерства в Швейцарии и Франции.
Несколько лет проработал за рубежом органистом в протестантской церкви. Полученный опыт оставил свой след: в исполнительском стиле Владислава Муртазина отчетливо прослеживаются традиции европейского искусства. Отличные музыкальные данные и блестящее образование позволили музыканту войти в число наиболее ярких музыкантов России. У себя на родине, в Башкирии, Владислав Муртазин стал первым в музыкальной истории республики органистом. Музыкант много гастролирует, преподает в академии искусств, занимается просветительской деятельностью. Во многом благодаря Муртазину в Уфе появился уникальный цифровой электроорган «Роджерс». Подобные инструменты в России пока единичные экземпляры. «Это великолепный симулятор. Он создает ощущение органа. Я понимаю иностранцев, видавших виды, игравших на исторических инструментах, которые за электроорган просто не сядут и будут правы», - констатирует Владислав Муртазин. Сам музыкант, как и его западные коллеги, компьютерным технологиям предпочитает живое звучание. С челябинским органом маэстро знаком не понаслышке и считает его одним из лучших в России. Поэтому новой встречи с нашим инструментом ждал с нетерпением. Для челябинской публики маэстро подготовил специальную летнюю программу. «Программу хотелось сделать летнюю, не отягощенную определенной концепцией. Хитову в своем роде. Потому что есть проверенная классика, такая как токката и фуга ре минор Баха, которую если сыграть прилично, просто обречена на успех», - считает музыкант. Как известно, в органной музыке выделяются две крупных школы - немецкая и французская. По мнению Муртазина идеально произведения немецких классиков звучат именно на немецких органах, в то время как строй французских инструментов больше приспособлен для музыки своей школы. Поэтому ничего удивительного в том, что все первое отделение было посвящено Баху. Вторая часть концерта объединила музыку разных эпох и стилей. Знаменитое сочинение Каччини «Ave, Maria» звучало вместе с аналогичным посвящением пресвятой Деве популярного современного автора Астора Пьяццоллы. Известный массовому слушателю как родоначальник нуэво танго, Пьяццолла предстал перед слушателями в ином звучании. «Ноты попали мне в руки случайно от одного баяниста. Они любят играть Пьяццоллу, поскольку он сам играл на банденеоне - что-то наподобие аккордеона. Эта музыка очень хорошо легла в программу, я ее и с солистами играю, а в этом концерте исполню соло», - говорит Владислав Муртазин. Еще одной изюминкой программы стало переложение для органа старинной башкирской народной песни. Популяризация народной музыки является одним из направлений деятельности Муртазина. В Башкирии неизменным успехом пользуется концерты музыканта, в которых орган звучит вместе с национальным инструментом кураем. Сочетание хроматического западного строя и восточной пентатоники создает удивительный колорит. А приемы звукописи расцвечивают мелодику в разные тона. «Я считаю, что это такая правомерная конъюктура, имеющая место быть. Если бы это было плохо, я бы не исполнял. А это действительно звучит очень красиво. Вместо курая звучит флейта - флейта органа и это на самом деле красиво», - отмечает органист. Несмотря на теплый летний вечер, благоприятствуюшщий прогулкам на свежем воздухе, органный зал был практически полон. Это одно из немногих учреждений культуры Челябинска, продолжающих работать в этот период. 29 июля под сводами зала вновь зазвучит орган на этот раз дуэтом с саксофоном.
| |