|
Как сделать русский язык более популярным, а российскую культуру - доступной для всех? Решить эту нелегкую задачу пытаются участники четвертой ассамблеи «Русский мир». Организовал ее одноименный фонд, который за три года своего существования успел открыть за рубежом более сотни русских центров и так называемых «кабинетов».
Ассамблея «Русский мир» констатировала, что русские за рубежом больше не стремятся слиться с толпой, и эта тенденция преодолена. Быть русским теперь не стыдно. Среди же иностранцев растет интерес не только к русской классике, но и к современной России.
Директор департамента радио EBC Райка Константинова считает: «Кто русские люди в XXI веке, кто русская женщина? Что они думают, кто им дает слово? Личности интересные, таланты. Мне кажется, этого не хватает».
В Польше, к примеру, русский язык стал вторым по популярности для изучения после английского, а ведь даже в лучшие годы он был третьим. Во Франции появились ценники на русском, в Швейцарии лучшая работа предоставляется тем, кто знает русский язык. Россия притягивает.
Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой уверен: «Россия - это огромный и очень привлекательный рынок труда для людей. И в этом смысле так же, как люди изучают языки тех стран, куда они хотят поехать на работу, так же сегодня изучается русский язык. Его изучают не только потому, что это язык Пушкина, Толстого, Достоевского, Есенина и Блока, но и потому, что это язык страны, где для людей открываются возможности для самореализации».
За рубежом открываются новые православные церкви и новые радиостанции. Скоро на русском заговорит Пакистан. Но самостоятельно, без помощи России, пока не получается. И дело не только в методической поддержке. Заместитель генерального директора ВГТРК, директор Дирекции международных отношений Петр Федоров отметил: «Нехватка денег. Русская община, как бы она ни была представлена, все-таки не так велика. Во Франции, к примеру, она меньше, чем арабская. Но есть проблема и с контентом, потому что иногда содержание носит какой-то явный местечковый характер».
Расширять горизонты предложил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Москва, Кишинев, Киев, Минск и Астана должны быть не столицами отдельных государств, а центрами общей цивилизации на пространстве Святой Руси. Фундамент этой идеи обрисовал Никита Михалков : «Без практического смысла язык не может существовать - он становится эсперанто. Практический смысл - во взаимопроникновении, заинтересованности, культурном и экономическом взаимопроникновении. Поэтому, если это будет необходимостью, как мне кажется, это должно быть, то все-таки я надеюсь, русский язык учить легче, чем китайский».
Слово продолжает музыка. И не скажешь, что дети из православного приюта в Гватемале, поющие «Калинку», не говорят по-русски.
| |