|
Китайгородская стена шла вдоль одноименного проезда, затем по Москворецкой набережной, с другой стороны - вдоль Старой и Новой площадей и смыкалась с Кремлевской стеной. Это уникальное сооружение XVI века с нестандартными оборонительными решениями.
Координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов рассказывает: «Она очень интересно сделана по тогдашним первоклассным итальянским и европейским образцам. Обратите внимание на откос. Если штурмующему человеку удалось подбежать живым к подножью стены, то он не мог просто приставить лестницу, так как откос этому препятствовал. Приходилось отходить на метр-другой, и тут в него стреляли сверху».
В Китайгородском проезде сохранился подлинный участок стены, затем идет фрагмент, воссозданный в 1972 году. Табличка о воссоздании следующего участка - с Косьмодемьянскими воротами и Наугольной башней - висит уже пять лет. Но памятник попал в список объектов, которые Москва и Федерация между собой никак не поделят. «В условиях, когда нет собственника, нет и заказчика работ. Поэтому, несмотря на то, что есть люди с ресурсами и финансами, которые готовы участвовать в воссоздании, усилия реставраторов и археологов, которые вскрывали фундаменты сохранившихся двух башен, никак не сдвинутся с мертвой точки», - поясняет Михайлов.
И это при том, что часть подлинной стены по Китайгородскому проезду находится в безвозмездном пользовании частной фирмы, и пользователь готов финансировать работы по воссозданию. А ведь это так важно сейчас, когда будут решать, что же делать на месте гостиницы «Россия» - строить новомодные здания или регенерировать историческую среду. И если за точку отсчета брать привлечение туристов, то воссоздание стены - шаг вполне логичный. Ведь она была естественной исторической рамкой для Зарядья.
Председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева пояснила: «Восстановление Китайгородской стены - это новодел, который можно смело отнести к решению вопросов регенерации исторической среды. Это не выдуманное понятие, а именно реальное восстановление исторической среды».
Проект воссоздания - пока речь идет о фрагменте стены в Китайгородском проезде - существует с 2006 года и прошел все необходимые инстанции. Он учитывает сохранение многих подлинных элементов - белокаменного цоколя, подвальной части Наугольной башни. Главный архитектор проекта воссоздания Владимир Кузнецов рассказывает: «Хорошо сохранилась даже нижняя часть башни. Мы раскрыли одно помещение, заваленное каменными ядрами. Вероятно, их сбрасывали туда, чтобы не мешали. Есть возможность их экспонировать».
Не многие москвичи в курсе, где проходила Китайгородская стена. До недавнего времени был закрыт и ее подлинный участок вдоль гостиницы «Метрополь». На задворках Никольской улицы есть и Круглая башня - чудом уцелевшая, единственная из 12-ти. Но Москва тщательно прячет все подлинное и ценное.
Константин Михайлов сравнивает отношение к объектам старины в Европе и у нас: «В любом европейском городе в такой башне была бы смотровая площадка или летнее кафе, а у нас в Москве тут какая-то поместь выставки технического дизайна со свалкой».
Подлинные элементы стены нуждаются в срочной реставрации. Основание Варварской башни - его можно увидеть в переходе метро «Китай-город» - все покрыто солью: древний камень втягивает грязные грунтовые воды и разрушается. Но, видимо, начала реставрации ждать еще долго. Сегодня все решения принимаются не так оперативно, как в XVI веке. Тогда Елена Глинская возвела два с половиной километра стены за четыре года.
| |