|
В конце октября 2010 года завершился 30-й юбилейный фестиваль ВГИК. Пользуясь этим информационным поводом, мы встретились с ректором старейшей киношколы мира Владимиром Малышевым и поговорили о смене кинематографических поколений, возможностях продвижения студенческого кино, отличиях в судьбах короткометражного кино за рубежом и с России, а также о значении фестиваля ВГИК, его особенностях и целях.
Корреспондент: Как Вы оцениваете короткометражное кино как жанр? Есть ли у него прокатные перспективы в России, или же он так и останется прерогативой студентов? В.Малышев: У короткометражного кино нет никаких шансов попасть в прокат. Наш зритель отвык смотреть короткие фильмы. Раньше существовал, например, кинотеатр документального фильма, в который ходил зритель. А сейчас никаких особых шансов быть увиденными на большом экране для студенческого фильма нет. В основном студенческие работы находят своего зрителя через Интернет, и очень редко - через телевидение. В Интернете может постепенно сформироваться зритель, желающий смотреть такие фильмы в силу их новизны и благодаря возможности оценки и обсуждения. Каждый зритель может сделать ставку и попробовать предсказать, кто из молодых станет знаменитым. Но все равно массовый зритель не будет увлекаться студенческим, короткометражным кино. У нас есть только небольшая прослойка, которая любит артхаус, не признает развлекательное кино, и тем гордится. После сериала «Школа» Первый канал предложил нам осуществить показ фильмов студентов ВГИК в Интернете. В первые же недели картины получили десятки тысяч комментариев от зрителей со всей страны. Отзывы - абсолютно разные и весьма любопытные. Может, сидит какой-то человек в деревне, смотрит фильм по Интернету, а потом категорично заявляет: «Ты, парень - молодец, хорошее кино сделал!», а другой - «твой фильм - г...». В данном случае получилось осуществить обратную связь со зрителем. А вообще, надо искать формы показа, заинтересовывающие аудиторию. Нельзя закрываться, нужно выходить во внешний мир. Тогда ВГИК сохранится и будет по-прежнему уважаем. Многие привыкли, что ВГИК - живая легенда и одно упоминание старейшей киношколы мира должно повергнуть всех в восторг. А на самом деле, статус необходимо подкреплять и удерживать. Корреспондент: Скажите, какое значение имеют фестивали короткометражного кино в целом и ВГИКовский фестиваль в частности как для самого ВУЗа и его студентов, выпускников, так и для всего российского кинематографа? В.Малышев: Я считаю, что фестиваль - некоторая эмоциональная встряска и достаточно яркая страничка в жизни студентов, которые принимают в нем участие. Фестиваль с самого начала задумывалось как продолжение учебного процесса, и мы именно так стараемся его позиционировать. Во время проведения смотра очень много учащихся успевает пообщаться друг с другом, поделиться замечаниями, показать сделанные работы - это уже хорошо, потому что во время обучения студенты разных факультетов и курсов сильно разобщены. У каждого - свои задачи в жизни, многие живут сами по себе. Наиболее близки друг другу актеры, которые целыми днями с утра до вечера репетируют вместе. Они больше знают друг о друге, и у них есть понимание коллектива. Но в основном студенты сегодня - индивидуалисты. Думаю, что фестиваль важнее для самого ВГИКа, чем для кого-то со стороны. Я имею опыт раскрутки фестивалей, и знаю, как работают все механизмы, но в нашем случае их очень трудно использовать: для этого надо бросать ректорство и круглый год заниматься фестивалем. Но на самом деле, просмотр студенческих фильмов и спектаклей приносит огромное удовольствие. Пусть в чем-то они недостаточно профессиональны, не доделаны, но в них есть особая атмосфера. Сразу понимаешь, что ничего подобного ты не видел и, может быть, покоряет наивность фильмов, но в них больше честности и правды, чем во многих картинах зрелых мастеров. Корреспондент: Насколько фестивали содействуют раскрытию молодых талантов? В.Малышев: Знаете, талант раскроется и без фестиваля. Во ВГИКе мастера, педагоги и все, кто смотрят работы, знают, кто на курсе более способный и перспективный. Это видно практически с первых кинематографических опытов. Поэтому я считаю, что нам фестиваль нужен для того, чтобы заявить о себе вне ВГИКа. Но пока это не полностью удается. Я помню, как во время моей учебы, в начале 70-х годов, показы дипломных фильмов и спектаклей привлекали массу народа со всей Москвы. Тогда не было возможности посмотреть что-то дома, и показ был большим событием. Все понимали, что студенты вот-вот войдут в большое кино, и увидеть их первые работы считалось большой удачей. Сейчас большее значение для фестиваля имеет привлечение ко ВГИКу внимания со стороны. Очень важно общение не только со своими сокурсниками, но и с иностранными студентами. Важен обмен мнениями. В прошлом году мы с группой студентов-актеров и педагогами летали в Болгарию в Академию театра и кино, где проводили совместные занятия с болгарскими студентами и педагогами. Это оказалось очень интересно. Два педагога вроде бы одной профессии учат совершенно по-разному. И потом наши ребята, которые проживали в студенческом общежитии, рассказывали, что болгарские актеры захотели поехать поучиться во ВГИК. Все-таки, что там говорить: школа с 90-летним опытом обладает своими традициями, имеет наработанные программы, которые обеспечивают качественное обучение. Корреспондент: Можно ли, на Ваш взгляд, на основании фестивальных работ сделать вывод о том, каким станет лицо отечественного кинематографа в ближайшие несколько лет? В.Малышев: Я бы рискнул сказать, что можно. Даже если многие нынешние студенты не смогут войти в большой кинематограф, из их работ понятно, каким будет язык кино XXI века. А он отличается от того языка, на котором говорило кино ушедшего столетия. Изменилась даже русская речь, которая наполнилась сленговыми выражениями и словами, общепринятыми и общепонятными повсеместно, применяемыми на каждом шагу. Изменилось отношение ко многим явлениям в жизни. Человек нового века стал обладать намного большим количеством информации, чем люди последней трети XX века... Корреспондент: То есть мы живем на смене эпох, столетий и поколений? В.Малышев: Конечно, и я даже думаю, что может произойти резкая смена декораций. Старшее поколение кинематографистов держится за профессию, из среднего - работают единицы, а в то же время на фестивалях начинают побеждать молодые режиссеры и даже совсем неизвестные. В XX веке режиссеры приобретали статус общепризнанных мастеров постепенно, снимали один фильм за другим, набирали опыта, известности... А авторы нового поколения выстреливают, появляясь неизвестно откуда. Всё больше режиссеров нового поколения появляется неожиданно. Дело в том, что, за редким исключением, старшее поколение режиссеров снимает фильмы, неинтересные активному, молодому зрителю, который хочет смотреть кино про свою жизнь, свои переживания. И им ближе новый киноязык. Я уверен, что смена поколений неизбежна. И незачем этот процесс искусственно замедлять. Поэтому мы и решили лозунгом юбилейного XXX фестиваля сделать наглое: «Дорогу молодым!». Конечно, старики скажут: «а нас что, уже надо списывать в утиль?». Нет, конечно, дай Бог им здоровья, но необходимо иметь трезвую самооценку своего творческого потенциала, понимать, насколько ты совпадаешь с требованием сегодняшнего зрителя. К сожалению, эта самооценка у многих отсутствует, но желание быть лидерами, беспрепятственно получающими государственные деньги, осталось. Корреспондент: В какой мере фестиваль как форма продвижения российского кино эффективен? В.Малышев: К сожалению, во ВГИКе пока отсутствует структура, которая непосредственно занимается раскруткой фильмов. Одного фестиваля для продвижения студенческих фильмов - мало, над этим нужно работать круглый год.
| |