|
Впервые в Самаре на представление кукольного спектакля зовут только взрослых.
Актер театра «Лукоморье» Лев Митрофанов потратил восемь лет, чтобы воплотить на сцене «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. Говорит, для него это настолько неожиданный и спектакль, что до последней репетиции не знал, сможет ли, донести до публики всю глубину философии французского сказочника.
На сцене все жанры кукольного театра: марионетки, перчаточные, ростовые, раек. Да и сама маленькая круглая сцена вместе со сложной рампой вращается во все стороны как гироскоп, меняя место действия. Она словно является безмолвным героем сказки - планетой Земля, где так тесно от жестокости, насилия, равнодушия и так пусто от душевного одиночества.
Мы хотели не пересказывать сказку, которую все знают наизусть, а рассказать о самом Антуане Экзюпери. Это история о нем. Маленький принц - это не просто маленький мальчик, свалившийся с неба на Землю. Это тот внутренний ребенок, который есть в каждом из нас. Просто его не видно за масками взрослой жизни. Когда во время аварии в африканской пустыне Экзюпери чуть не умер от жажды, он понял эту истину.
Постановка именно о том, как человек может обрести себя, если освободится от всего наносного, - поделился автор спектакля Лев Митрофанов. В инсценировку, помимо самой сказки о Маленьком принце, вошли тексты и других книг Экзюпери: «Южный почтовый», «Ночной полет», «Планета людей», «Ветер, песок и звезды». Отрывки биографические, большей части касающиеся детства Премьера спектакля прошла еще в прошлом году, но поскольку у театра нет своей сцены, было сыгранно только пять представлений. А по провинциальной традиции первые десять спектаклей называются премьерными.
Создателем образов, режиссером и единственным актером спектакля является Лев Митрофанов, также им осуществляется руководство самарского театра «Лукоморье». Все куклы участвующие в спектакле созданы самим Львом Митрофановом, по словам автора «нужно приручить куклу, чтобы зритель поверил».
Он водит кукол в открытую, не прячась за ширмой, создавая одновременно и образы летчика, маленького принца, розы, лиса рассказчика, няньки, бармена, как неких символов судьбы, участвующий в действии. Он же и актер, который в течение полутора часов, держит внимание зрителей за происходящим действии на сцене. Так, что по сути это моноспектакль. Куклы к спектаклю созданы по эскизам театральной художницы Марией Митрофановой из московского театра «Табакерка». Звуковое оформление принадлежит известному самарскому музыканту Сергею Медведеву, он же Гуня Берман.
Спектакль действительно не для детей. Им будет скучно. В постановке не педалируется как обычно, приключенческий и воспитательный сюжет, а скорее больше философского акцента, и большинство вопросов, задаваемых героями, так и повисают дымкой в воздухе и в душах зрителя. Об эгоизме и самолюбовании, о душевной чуткости и маниакальной привязанности к вещам, о дружбе и предательстве...
Главный герой на сцене - сам Экзюпери, словно продирается сквозь собственные галлюцинации вызванные жарой и жаждой. Маленький принц не столько герой, сколько фантом, собственное авторское альтер-эго погружающееся в детские грезы. Куклы в руках Митрофанова то задумчиво парят, то дергаются в экстатических движениях.
В отличии от обычных кукольных представлений видно, что автор стремился не к правдоподобию, а к метафоре, донести мысль, а не рассказать историю. Может поэтому сюжет распадается действие идет в рваном ритме и так много лирических отступлений и музыкальных пауз. - В кукольном театре не все можно поставить, но некоторые вещи можно сильнее передать, - говорит Лев Митрофанов - тут, ведь, не идет игра тела как в драматическом театре. Кукла это символ, условность, он легче доносит зрителю мысль, - говорит Митрофанов.
В финале куклу Экзюпери, одетую весь спектакль в сверкающий летный комбинезон, похожий на латы, сменяет другая кукла... в белой одежде. Словно чешуя ложных представлений облетает с души прозревшего летчика. Как символ очищения и просветления.
Пронзительным французским танго летчика и змеи, под песню Эдит Пиаф заканчивается спектакль. Танец смерти, он же танец обновления под аккомпанемент ожидания, тоски по обретению и утрате.
| |