Московские пробки сильно подрывают и привлекательность официальных служб такси.
Долгое время ожидания - основной фактор, из-за которого заказчики уходят к так называемым «бомбилам». Грязные салоны и водитель, который не говорит по-русски, - это неизбежные неудобства, с которыми готовы мириться пассажиры.
Первое, с чем всенепременно сталкивается каждый, выходя из вагона в Москве - бесконечные предложения подвести. Люди с табличками на груди к такси, конечно, не имеют никакого отношения, но уже давно диктуют здесь свои цены и торговаться не любят.
- Я беру пять тысяч.
Потому проводники фирменных поездов в обязательном порядке предупреждают своих пассажиров: с частниками лучше не связываться:
- На вокзале дорого, лучше выйти туда, на трассу.
До трассы с сумками добраться непросто, потому оставляя за спиной эшелон элитных бомбил - тех, кто работает непосредственно у вагона и просит бешеные деньги, - пассажир отправляется к выходу. Здесь, на привокзальной площади, трудятся новички. Машины, в основном, с немосковскими номерами, плохо пахнут, пачкают одежду и тоже стоят недешево. До официального такси пассажиры, как правило, не доходят. Хотя в этой будке их круглосуточно ждут.
- Вам дают чек официальный об оплате, гарантию безопасности, гарантию того, что вам дадут профессионала: трезвого, на исправной машине, который Вас обязательно довезет.
Но спросом пользуются те, кто, по версии официального такси, довозят не всех пассажиров.
- Тут у нас определенные бригады десятилетиями...
Стать частью бригады - большая честь. За это на вокзале попросят деньги. Каждого нового водителя на работу принимает так называемый вокзальный бригадир. Бригадира зовут Андрей, «дань» он почему-то собирает исключительно утром: с пяти до половины восьмого.
- Подъезжай завтра к пяти утра.
И лично расставляет «бомбил» по местам.
- Место есть, два места: они не ахти какие хорошие, это не элитные места, это значит, у ворот, но там люди зарабатывают.
До ворот пешком - почти десять минут, и туда доходят не все пассажиры. Но ближе нового водителя бригадир никогда не поставит.
- В месяц будешь 4600 отдавать, и всё. Тебя официально примут на работу: хочешь, по трудовой, хочешь - по договору.
Трудовые книжки - поддельные - здесь появились буквально на прошлой неделе. Прошел слух: совсем скоро проверки. «Шашечки» частники поснимали, но суть их работы осталась прежней.
Единой государственной службы заказа такси в Москве не существует. Легальных перевозчиков в столице не больше 12 тысяч, четыре тысячи принадлежат крупным компаниям. Все остальные - так называемые «бомбилы». Сколько их, никто и никогда не считал, но говорят, на каждого легального таксиста приходится по пять нелегальных. Оборот сомнительных поездок - это почти миллиард долларов ежегодно. Налоги с этих денег никто, понятно, не платит, безопасность не гарантирует.
В официальных такси вроде бы все иначе. «Предрейсовый медицинский осмотр, предрейсовый осмотр автомобиля, там мойки, санитарные обработки, оборудование системы ГЛОНАСС, создание диспетчерских и так далее. Естественно, на всю эту сумму эти нелегальные "бомбилы" демпингуют. А когда есть демпинг на рынке, о какой добросовестной конкуренции можно говорить?», - негодует Юрий Свешников , исполнительный директор московского транспортного союза.
Конкуренции, действительно, не существует, «бомбилы» давно победили. И вовсе не потому, что берут меньше денег, - до официального такси или не дозвониться. Или его не дождаться.
- Прямо сейчас нет свободных машин.
- А сколько нужно подождать?
- Ну, полтора часа.
В центре Москвы, не говоря уже об окраинах, нет ни одной цивилизованной таксостоянки. Профессиональные водители на чистых машинах едут из гаражей, потому слишком долго. В отличие, например, от Германии. Время ожидания такси - максимум 10 минут. Поездка - строго по счетчику.
«Мы работаем по неписанному закону очереди. Без клиента все равно никогда не останешься. Такси - это удобно, и заказов обычно много. У нас одно правило - не опаздывать.
Среднее время ожидания московского такси - 30 минут. Потому "бомбилы", которые не знают ни русского, ни Москвы и передвигаются на грязных и старых советских машинах, - пока единственная возможность быстро уехать. Чтобы столица безболезненно отказалась от частников, нужны парковки и втрое больше официальных машин.
Дорожная ситуация в Москве сейчас