|
Французам показали «Ситцевую Россию» - так называется чуть ли не крупнейшая в мире выставка набивных тканей. Российская история от царских времён до НЭПа и первых пятилеток увековечена в ткани.
Если и есть во Франции свое Иваново , то оно здесь, в городе Мюлуз в провинции Эльзац, у самой германской границы. Когда-то крупный европейский центр текстильной промышленности хранит в музее самое большое в мире собрание набивных тканей - три миллиона экземпляров. К ним - хоть и на время - прибавились еще 120. Выставку «Ситцевая Россия» открывали под звуки исконно французского, а заодно и русского народного музыкального инструмента.
Набивными ситцы называются, потому что рисунок на них набивают при помощи специальных печатных форм. В царские времена сюжеты набивали вручную: подвиг Сусанина, подвиг Суворова, подвиг, по всей видимости, генерал-адъютанта Куропаткина. Машинная печать появилась уже в другой стране c другими сюжетами. На революционных наволочках, платках и сарафанах возделывают поля тракторы, бороздят небо аэропланы, маршируют матросы и красноармейцы, трудятся хлопкоробы - поэзия Маяковского, воплощенная в ткани. Романтика молодой революции. Здесь вот - торжествующие пролетарии с красным знаменем, и одновременно художником отражены гербы царские - двуглавый орел.
Театральный художник Борис Мессерер придумал оформление выставки. Полтора километра ситца для задников разыскали в закромах ивановских мануфактур: они там лежали полвека, проигрывая в спросе постельному белью с изображением Микки Мауса.
«Надо поднимать снова возрождение ситца в России, потому что этот материал пользуется огромным спросом у народа, и искажение его художественного образа в сторону каких-то американизмов - это неправильно, с этим надо как-то бороться и способствовать тому, чтобы ситец продолжал цвести, потому что все равно будут покупать его женщины: и в дерене, и где угодно», - уверен Борис Мессерер, народный художник России.
«Экспонаты лежали в запасниках нашего музея и музея ситца в Иванове - их никто не видел. Все знают на Западе про агитационный фарфор, никто не знает про агитационную ткань», - рассказала Маргарита Баржанова, директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.
Правда, следующему поколению агитаторов не все работы предшественников пришлись по душе: изображения Троцкого вырезали даже из ситцевых платков. На одном только каким-то чудом забыли. В том, что эти экспонаты должны висеть здесь, а не в Париже, мэр Мюлуза даже не сомневается.
«В свое время нас называли "французским Манчестером", у нас сильнейшие текстильные традиции. До сих пор парижские дизайнеры приезжают к нам, чтобы найти вдохновение в наших архивах», - объяснил он.
Теперь - и не только в архивах. Любоваться ситцевой Россией французы смогут до следующей весны: экспозиция в Мюлузе закроется в конце марта, но на этом ее путешествие не закончится: впереди Испания, Италия, Великобритания, США. Из-за океана ситцы вернутся уже в Сочи в 2014 году, так что последними посетителями выставки станут гости Зимней Олимпиады.
| |