Впервые в России - «Встреча двух миров». Такое название получила выставка, которая открылась в Москве в рамках перекрёстного Года «Россия-Франция». Более 130 произведений из знаменитой коллекции Renault Art демонстрируют результат взаимодействия автомобильной индустрии и пластических искусств.
Анн Индри получила объекты на хранение 15 лет назад. К тому моменту коллекция автомобильного концерна Renault уже не пополнялась, но активно выставлялась. 500 единиц хранения стали собственностью в результате весьма оригинальной инициативы.
«С 1965 по 1985 годы на предприятии действовала программа "Исследования, искусство и производство". Специально отобранным художникам был предоставлен доступ к ресурсам Renault - архивам и производству», - рассказывает Анн Индри, хранитель коллекции.
Так, Эрро смог использовать в своих коллажах инженерные чертежи, Арман - превращать в скульптуру орудия производства, а Жан Дюбюффе - создавать объекты из полистирола, пенообразного полиэфира и пластмассы.
«У нас очень много объектов Дюбюффе, хватает на персональную выставку. Здесь и мелкая пластика, и большие композиции: что-то среднее между скульптурой, живописью, архитектурой и театральными декорациями. Я попыталась выстроить из его работ своеобразный лабиринт», - говорит Анн Индри.
Лабиринт Дюбюффе занимает отдельный зал, в другом находятся Роберт Раушенберг, Арман, Эрро и Тэнгли.
Абсурдно бесполезные машины Тэнгли по мысли куратора - прямая противоположность такому совершенному механизму, как автомобиль. Эрро умудрился вставить автомобиль между скелетом и «Прекрасной Розиной» - осовременил композицию художника-романтика Антуана Вирца. Раушенберг работал с фотографиями, сделанными на производстве. Арман - с объектами, найденными на конвейере. Отдельный зал отведен под работы Робера Дуано. Он пришел на завод Renault 22-летним штатным фотографом. Мастер гуманистической фотографии рос на производственных снимках и рекламе новых марок автомобиля.
«Дуано снимал рекламу Renault во времена, когда никто не знал слова "супермодель". Не было еще такой профессии, потому Дуано и попросил принарядиться работников предприятия. А отобрал их по росту: коротышки должны были показать, что автомобиль очень большой», - вспоминает Анн Индри.
Если рекламные фотографии Дуано показывают, какие автомобили большие, то снимки на производстве, какие люди хорошие. У рабочего - интеллигентное лицо, у работницы на спецовке - кокетливая брошка. Сделанные в 30-е годы прикладные фотографии стали искусством, когда в 60-е к фотографу пришла слава. Может быть, тогда автопроизводитель и решил сделать ставку на молодых художников и современное искусство. Как и в случае с Дуано, концерн не стал закупать уже готовые произведения, а вложился в их производство. Чтобы доказать, что автомобиль - не только средство передвижения, но и тема для искусства.
Все автомобильные новости