|
За неделю в России Игорь Ларионов успел заглянуть даже в Нижнекамск. Поговорить предложил по дороге из аэропорта.
РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ
Ни один человек в Домодедове его, пассажира нижнекамского рейса, не узнавал - если к кому и подходили пожать руку со значением, так это к Александру Карелину. Сан Саныч прилетел десятью минутами раньше из Новосибирска и дожидался кого-то. Выделяясь в толпе таксистов.
- Знаете, я прожил 21 год в Америке, но остался абсолютно русским человеком, - сказал нам Игорь, уворачиваясь от дыма из выхлопных труб. При этом стоило ему отойти в сторонку - подальше от выхлопов, тут же отыскивался кто-то, заставлявший Ларионова перемещаться еще дальше.
- Как дела? - поприветствовал Ларионов нашего шофера.
Тот, тоже абсолютно русский человек, от неожиданности вжал голову в плечи.
На заднем сидении Ларионов попытался пристегнуться - и был крайне опечален, не обнаружив ремня. Проиллюстрировал историей к месту:
- Я ведь должен был оказаться в том автомобиле, когда разбились Фетисов, Константинов и Мнацаканов. В последний момент передумал ехать - дочки уговорили пойти с ними в бассейн.
Мы вздрогнули и переглянулись.
- Не вздумайте курить, - предупредил Игорь. Мы пообещали и за себя, и за того парня, что за рулем.
Американскую лигу Ларионов называл исключительно «Энэйчэл». Изредка оговаривался, произносил «НХЛ» - но тут же поправлялся.
Мы вспомнили, как еще недавно перед всяким матчем СКА Ларионов отправлялся в питерский отель «Европа» - лишь там ему могли до блеска начистить ботинки. Брал две пары - пока добирался до хоккейной арены, одна тускнела. «Игра для меня праздник, - пояснял тогда Игорь. - А на праздники я хожу только в начищенной обуви...»
* * *
- 3 декабря у вас юбилей. Смотрим на вас - и не верим, что исполняется пятьдесят.
- Это правда?
- Конечно.
- Мне тоже не верится. Но уже скоро, готовлюсь. Надо хотя бы дату придумать, - 3-го меня в Детройте не будет. Поеду в Чикаго, на турнир к сыну. Потом там же нужно просмотреть сборную России 94-го года. А до этого - в Онтарио на пару матчей юниорской лиги.
- Зачем?
- Там играют несколько ребят, чьи дела веду. Я же теперь агент. Постоянно в разъездах. Трудно выкроить время на юбилей. Постараюсь, чтоб все было по минимуму. Устрою вечеринку дома - для самых близких друзей. Мне про такую дату и вспоминать не хочется. Хоть кто-то говорит, что 50 лет - время первых итогов...
- На лед еще выходите?
- Обычно в августе, когда готовлю сына к сезону. Для себя занимаюсь на беговой дорожке, кручу велосипед. Нагрузки сбрасывать не собираюсь. Надо себя преодолевать. Как дорываюсь до тренажера, выжимаю максимум.
- Вы встречали фантастически сохранившихся людей?
- Да пожалуйста - мой отец. 83 года, прекрасно выглядит. Время от времени летает ко мне в Америку. Скоро опять приедет на месяц. Пусть посмотрит, как внук играет.
- Отец по-прежнему живет в Воскресенске?
- В Москве.
- Вы в родном городе давно не были?
- С прошлого года. Я редко в Воскресенск заезжаю. На дорогу туда приходится тратить 6 - 7 часов, для меня это слишком. Визиты в Москву короткие. Без повода не приезжаю, только по делам.
- Так зачем ездили год назад?
- Мама умерла. Хоронили в Воскресенске.
- Приехавший играть за «Химик» Валерий Каменский говорил: «Сейчас доберемся до Воскресенска, откопаю свою "Волгу", заведу, если птицы в ней гнездо не свили...»
- У меня в Воскресенске ничего не осталось, даже «Волги» с птицами. Родители много лет жили на даче, потом маме стало совсем тяжело. Я их уговорил дом продать.
- Собственную юность вспоминаете часто?
- Меня в собственную юность возвращаться не тянет - она вся прошла на сборах. За меня все решали. А с другой стороны - играли в феноменальный хоккей, пятерка КЛМ...
- Кое-кто из ваших сверстников ностальгирует по тем дням.
- Но не я. В Америке живу жизнью детей, которых у меня трое. На российское телевидение времени нет. Разве что газеты просматриваю в интернете.
- Когда у вас в последний раз голова кружилась от счастья?
- О, интересный вопрос. Я постоянно чувствую счастье - достаточно успешного матча сына или хорошего интервью дочки. недавно Алена делала репортаж из Торонто с открытия сезона НХЛ. Это было здорово. Дочери уже взрослые. Алене 23 года, Дайане - 19, пишет музыку, занимается дизайном. Они решили переехать в Нью-Йорк. Мы это приветствуем. Надо дать возможность им себя реализовать.
- Алена у вас интервью брала?
- Да. Она сотрудничает с СBS и одним из каналов, работающих с НХЛ. Больше говорили о хоккее, чем обо мне. Вот готовится к встрече с Малкиным или Кросби, спрашивает меня: вы вышли в финал Кубка Стэнли, какие ощущения? Ей надо понять психологию игрока.
- Со страхом ждали момента, когда вокруг ваших дочерей начнут виться...
- Бойфренды?
- Ну да.
- Им больше советует мама. Я эти темы обхожу. Надеюсь, воспитание позволит не ошибиться.
- Писали, что Овечкин мог стать вашим зятем.
- История из ничего.
- Обрадовались бы такому родственнику?
- Главное, чтоб дочери было приятно. Если ей нравится - и я буду рад.
- А пока все их бойфренды проигрывают в сравнении с вами.
- Мне проигрывают даже молодые хоккеисты.
- То есть?
- Ставлю их на беговую дорожку. Когда начинаю работать с парнем, мне очень важно посмотреть, как он себя ведет во время упражнений. На что способен. Не все из этого поколения готовы со мной тягаться.
- У вас с нагрузками никаких проблем?
- Абсолютно!
- Помните, как называли стадион на Песчаной хоккеисты ЦСКА?
- "Сантьяго ".
- Тренировку из тех времен выдержали бы?
- Если чуток подготовиться - выдержал бы. Другой вопрос, насколько тогдашние тренировки были полезны. Беготня на «Сантьяго» в жару, непонятные эксперименты над организмом... Я и без этого отыграл 14 сезонов в НХЛ.
- Самое жуткое упражнение из 80-х?
- 12 раз по 400 метров. С небольшими паузами. Маленько отдышался - и снова побежал.
- В какой год своей жизни вам особенно хотелось бы вернуться?
- В 1981-й. Я только пришел в ЦСКА. Первый сезон нашей пятерки, и мы сразу выиграли все, что можно. Незабываемые ощущения. Было бы чудесно по новой их пережить.
- А ведь вскоре из легендарной пятерки едва не выпал Макаров...
- Это еще почему?
- Виктор Тихонов нам рассказывал - после чемпионата мира-85 в Праге Макаров огрызнулся на Фетисова, назвал его пьяницей. На собрании Вячеслав обратился к тренеру от лица четверки: мол, не желаем больше с этим человеком играть. И на месте Сергея заиграл младший брат Фетисова - Анатолий. «Если б Толя не погиб в аварии, точно Макарова в этой пятерке не было бы», - добавил Виктор Васильевич.
- Елки-палки, я и не помню такого конфликта! Да, порой у нас возникали разногласия, но чтоб кто-то кого-то обзывал... Раз в памяти эпизод не остался, значит, было все не настолько серьезно.
| |