|
Большой театр в новом сезоне продолжает осваивать классику западную. В декабре на его сцене состоится премьера «Херман Шмерман» (Herman Schmerman) - одного из балетов выдающегося современного новатора танца Уильяма Форсайта. Осуществляет постановку ассистент знаменитого американского хореографа Ноа Гелбер.
Постановки американского хореографа Уильяма Форсайта - всегда авангардны, провокационны, вызывающе оригинальны. Никаких классических па - сложная пластика, близкая к художественной гимнастике.
«Мы должны показать не смысловые балеты, а то, как мы умеем владеть своим телом под довольно необычную музыку», - говорит солистка Большого театра Анастасия Яценко.
Уильям Форсайт, превративший классический танец в сложные перформансы-инсталляции, - икона современного балета. Свел с ума Ковент-Гарден и Гранд-Опера. Его балеты несколько раз ставились и на сцене Мариинки. В Большом он - в первый раз. На главной театральной сцене страны, известной своим консерватизмом, в прошлые десятилетия новатору Форсайту явно было не место.
Сам Форсайт в Москву не приехал. С русскими танцовщиками работает его ассистент. Говорить по-русски американского хореографа Ноа Гелбера - бывшего артиста Форсайта - научил дедушка-украинец и танцовщики Мариинского театра, с которыми четыре года назад он поставил балеты «Шинель» по Гоголю и «Золотой век» Шостаковича. Однако давать интервью на русском Гелбер пока стесняется. «Я могу что-то сказать, понимаю, когда говорят, могу проводить репетиции на русском, но просто словарный запас очень мал», - признается Ноа.
Как предстоит работать, артисты до первой репетиции даже не представляли. Гелбер запретил смотреть любые записи форсайтовских балетов. Сказал лишь, что придется забыть все традиции вагановской школы.
«Как нам говорит Ноа, если арабеск в классике - это точный арабеск, то в современном танце, то руки должны быть выше и как бы длиннее, чем они есть. Постоянно надо работать спиной, плечами, всем телом», - говорит артистка Большого театра Анна Тихомирова.
Для авангардиста Форсайта важна форма, а не сюжет. Торжество чистого танца под музыку современного нидерландского композитора Тома Виллемса. Название постановки - «Херман Шмерман» - отнюдь не имя-фамилия. Просто это забавное словосочетание, вроде «ширли-мырли», Форсайт услышал в одном из фильмов Стива Мартина.
«Люди могут определить эти слова, как захотят. Это может быть имя или заголовок. Herman Schmerman - бессмыслица. В английском языке, когда ты используешь "шм" в начале слова, ты показываешь, что хочешь лишить его всякого значения», - поясняет хореограф.
Поставленный впервые 18 лет назад труппой New York City Ballet «Херман Шмерман» сразу снискал славу скандального. Во многом из-за откровенных костюмов, созданных Джанни Версаче.
«Это купальники. Например, верх прозрачный как бы просвечивает. Я не думаю, что в наше время это ново. Это красиво, не думаю, что это кого-то шокирует», - говорит Анастасия Яценко.
Уильяма Форсайта называют наследником Джозефа Баланчина. Поэтому в день премьеры одноактного Форсайта дополнят две баланчиновские композиции.
| |