|
Почему Grohe инвестирует в Россию больше, чем в другие страны, и почему мировое сообщество недооценивает экономический потенциал нашей страны, рассказал Дэвид Хайнс
В 1999 г. акционером европейского производителя сантехники Grohe, известного в основном сибаритам, наполняющим ванные комнаты хитрыми сантехническими приспособлениями, стал консорциум инвесторов с участием инвестфондов TPG и Credit Suisse. Последние в 2004 г. полностью выкупили компанию и за шесть лет превратили ее в одного из крупнейших в мире производителей смесителей и душевых систем. Это ответственная миссия, от которой буквально зависит прогресс человечества, ведь хороший утренний душ задает настроение на весь день, уверяет главный исполнительный директор Grohe Дэвид Хайнс. К России у него особое отношение - он считает этот рынок одним из самых перспективных и уверяет, что провел здесь свои лучшие годы. На чем основаны оба мнения, он рассказывает в интервью «Ведомостям». - Как Grohe пережила экономический кризис? Ваша продукция ведь не относится к товарам первой необходимости... - Grohe, как мировой лидер в нашей индустрии, прошла через это испытание очень хорошо. В первом полугодии 2010 г. мы выросли на 20%, а наши доходы - на 30%, мы увеличили долю рынка. Перед кризисом мы потратили годы на укрепление компании. В 2005-2006 гг. мы реструктурировали компанию, инвестировали в инновации, запускали сотни новых продуктов в год, словом, компания к началу кризиса была в очень хорошей форме. А во время кризиса мы фокусировались на генерировании выручки и в итоге закончили II квартал 2010 г. с 300 млн евро на счетах, что очень хорошо для компании нашего размера. Каждый бизнесмен знает, но многие забывают о том, что наличные - это свобода. - То есть стратегия компания всегда заключалась в том, чтобы развиваться за счет собственных средств и не привлекать кредиты? - Не всегда. У Grohe два выпуска бондов на рынке (объемом 335 млн и 800 млн евро. - «Ведомости»), и мы их аккуратно обслуживаем. Вдобавок у нас открыта возобновляемая кредитная линия, но мы никогда ее не использовали. У нас даже такой необходимости не было - ведь последние пять лет наша компания концентрировалась на генерировании выручки. У компании всегда должны быть собственные средства - я усвоил это, когда работал в Mars, семейной компании. Я запускал все бренды Mars в России в середине 90-х, прожил здесь три года. - Почти каждый бизнесмен говорит в интервью «Ведомостям», что предчувствовал кризис. Вы тоже? - Кризиса мы не ждали. Но, купив компанию, мы увидели в ней много недостатков: издержки слишком высоки, собственных средств недостаточно, товарных остатков слишком много, покупатели платят нам слишком медленно, а мы платим поставщикам слишком быстро. 2005-2008 гг. мы потратили на исправление этого и закончили все как раз к 2008 г. - Как в целом рынок сантехники пережил кризис? - Объем мирового рынка водных технологий по итогам 2009 г. - около 14 млрд евро, и это примерно на 20% меньше, чем в 2008 г. Лично я полагаю, что до уровня 2008 г. наш рынок восстановится не раньше 2013 г. Ситуация в регионах очень разная. В Европе кризис был малозаметным, и теперь, я надеюсь, начнется медленное восстановление рынка. В США случился настоящий коллапс - продажи упали на 50%, а в целом по Америке - примерно на 30%. Это было вызвано ситуацией на рынке недвижимости: новые дома не строились и не продавались, следовательно, и ванные комнаты в них не делали. - Как вы считаете, кризис для Европы и США уже закончился? - Рынок, на котором мы работаем, и мир, в котором мы живем, по-прежнему очень неустойчивы. - А что в кризис случилось в России? - В России у нас был отличный 2008 год. В 2009 г. мы столкнулись с значительным снижением продаж, выражавшимся двузначной цифрой, а в 2010 г. мы опять растем - примерно на 20%. То есть в России кризис развивался по классической схеме: рост, спад, возобновление роста. Правда, только для нас, а не для всего нашего рынка. Его объем здесь продолжает снижаться. Ну а мы в итоге значительно увеличиваем долю рынка. - За счет чего? - Мы хорошо умеем делать несколько вещей. Главная причина - в нашем бренде. Grohe - самая узнаваемая торговая марка в этой индустрии. У наших продуктов репутация очень качественных, а российские потребители любят качество - это я опять же выяснил, еще работая в Mars. У нас лучшие технологические решения и дизайн смесителей. А для среднего класса в России дизайн имеет большое значение. Ну и, конечно, у нас сильная команда - превосходные сотрудники в отделах продаж и маркетинга. Комбинация хорошего бренда и хороших людей - вот вам и формула успеха. - Насколько серьезно вы вовлечены в оперативное управление российским бизнесом? - Возможно, слишком серьезно с точки зрения российского менеджмента. (Смеется.) Я люблю приезжать сюда, люблю Москву, мы ведь с семьей прожили здесь три года, мои дети пошли здесь в школу. У меня здесь много друзей, так что я сильно вовлечен в российский бизнес. - А какова его доля в общих продажах Grohe? - Полагаю, подбирается к 5%. Но я уверен, что она будет больше, поскольку спрос на нашу продукция в России огромный. Поэтому мы смотрим в будущее с большим оптимизмом. - Херберт Хайнер из Adidas недавно сказал, что Россия может стать крупнейшим европейским рынком для его компании... - Я совершенно уверен в том, что Россия станет одним из лидирующих европейских рынков. И я горжусь тем фактом, что провел здесь самые важные годы, помогаю строить прекрасный бренд. Я был председателем совета директоров Vimpelcom, и мне очень нравится, как развивается ваша страна, и, думаю, она способна быстрее, чем многие на Западе полагают, превратиться в крупнейший европейский рынок. Люди на Западе часто недооценивают экономический потенциал России. - А когда Россия может стать одним из крупнейших рынков для Grohe? - Я думаю, на это потребуется несколько лет. Но стандарты жизни растут, доходы населения увеличиваются, так же как и качество жизни, причем не только в Москве, но и по всей стране. - А что сейчас ограничивает развитие Grohe в России? Покупатели деньги не накопили на вашу продукцию? - Отмечу, что наши 20% роста - очень неплохая работа, хотя мне, конечно, хотелось бы все 30%. Я не думаю, что дело в деньгах. Мой опыт показывает: россияне найдут способ купить то, что им нравиться. Что бы ни показывала статистика, у российских потребителей огромный потенциал, особенно у молодых профессионалов, которые являются ядром нашей целевой аудитории. Так что меня статистика не беспокоит. Самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся, - это дистрибуция. - А что за сложности с дистрибуцией? - Сложностей много. Во-первых, доставить нашу продукцию в магазины по всей стране, во-вторых, добиться, чтобы наши партнеры показывали весь ассортимент, в-третьих, чтобы продукция на полках выглядела достойно, не важно, идет речь о большом магазине или маленьком шоу-руме. - Собирается ли Grohe инвестировать в инфраструктуру, логистику в России? - Могу сказать, что мы инвестируем в Россию больше, чем в многие другие рынки, потому что верим в долгосрочный потенциал страны. У нас уже есть собственная логистическая сеть, свои склады. Пусть они и арендованы, но сделаны под наши требования. Мы инвестируем значительные средства в шоу-румы наших партнеров, и, говоря начистоту, перед кризисом мы собирались создавать в России собственное производство. Возможно, однажды мы вернемся к этой идее.
| |