|
Новосибирск никогда не проектировался как город: у него не было ни архитектурного плана, ни проекта. То, что здесь возникла столица Сибири с постоянно расширяющейся площадью и растущим населением - всего лишь случайность.
Сергей Филонов, главный хранитель фондов музея истории архитектуры Сибири, рассказал Сибкрай.ru о том, почему город появился на месте, непригодном для постройки крупного населенного пункта: - Новониколаевска не должно было быть. Как правило, в девятнадцатом веке не строили города на участках со сложным рельефом. Рядом находился крупный город Томск , а здесь изначально было мало населения, и находилась всего лишь станция для заправки паровозов. Никаких предпосылок к градостроительству не было. Обычно славяне строили города на мысу, выступающей части берега реки. Примерами такой застройки являются Томск, Красноярск , старый Бердск. Во времена Петра Первого стали строить регулярные города, то есть в городе было два-три проспекта, которые сходились в одной точке и проходили через весь город. Человек, стоя в этой точке, мог просматривать весь город. Так в былые времена в Санкт-Петербурге со шпиля Петропавловской крепости можно было увидеть весь город. При строительстве Новониколаевска не использовали ни ту, ни другую схему. Логично относить Новосибирск к городам, которые были построены в связи с появлением Транссибирской магистрали. Такие города есть на востоке Сибири. Подобные поселения планируются только с одной стороны железной дороги, чтобы не мешать развитию города. И в Омске, например, пути провели специально мимо города. «Именно для того, чтобы не разрушать его структуры», - утверждает Сергей Филонов. Новониколаевск строился вокруг двух композиционных линий - вдоль реки и железнодорожной магистрали. Причина возникновения города совершенно прозаическая - Новониколаевск был удобным перевалочным пунктом сельскохозяйственных товаров, которые везли из Алтая в европейскую часть страны, а далее и заграницу. Зерно и другие продукты переплавляли на деревянных баржах самотеком по Оби. Это был самый дешевый способ. А на месте, где позже возник Новониколаевск, подтаскивали баржи к берегу. Продукты скупали купцы, а баржи распиливали на дрова. Цены на продукты были крайне низкими, поэтому это место пользовалось среди купцов большой популярностью. В Новониколаевске железная дорога была построена в 1893 году. С этого момента город стал расти: все больше купцов приезжали скупать дешевые алтайские продукты и перевозить их по железной дороге в другие города. Многие оставались здесь торговать алтайскими товарами.
Кстати, некоторые исследователи связывают дату основания города именно с появлением магазина Жернакова: в 1894 году в поселке мостостроителей Евграф Жернаков открыл магазин под названием «Универсальный». Но еще задолго до присвоения поселку статуса города, шло формирование небольших поселений, которые в будущем сформировали структуру Новониколаевска. Первый план города был сделан в 1896 году межевщиками Алтайского горного округа, так как эта территория относилась к данному округу. Назывался план «Разбивка алтайского горного округа», с его помощью проводилось регулирование территории, проектирование улиц. План 1896 года предусматривал создание трех районов. В их основу легли некогда изолированные друг от друга поселки: Гусевка, поселок мостостроителей и поселок железнодорожников. А в районе площади Свердлова раньше находился базар, куда съезжались жители этих сел. Между железной дорогой и рекой Обь расположились так называемые «нахаловки» - участки хаотичной самостоятельной застройки. По традиции, за ночь надо было поставить печь, тогда никто не мог уже прогнать людей с этого места и препятствовать строительству дома. Власти неоднократно пытались бороться с этим явлением, но «нахаловки» прочно вошли в структуру города. Андрей Крячков, один из первых новониколаевских архитекторов, определил схему города интуитивно. По теории градостроительства, в городе должны быть архитектурные узлы, вокруг которых складывается городская структура. Во многих европейских городах этими доминантами раньше выступали питейные заведения. В Новониколаевске в этом качестве Крячков использовал 12 школ, расположенных на пересечении основных улиц. Кстати, некоторые из них до сих пор работают. Центр города «захватили» купцы, так как на наиболее плотно заселенных и функционально насыщенных улицах, как, впрочем, и сегодня, было выгодно открывать магазины. В 1906 году был создан еще один план, где были определены новые зоны застройки. Следующий, уже градостроительный план принадлежал советской эпохе, но, к сожалению, из 9 планов, созданных за время существования СССР, фактически ни один не был до конца реализован. Из-за того, что город развивался без учета теорий градостроительства, возникло множество проблем. Одной из них Сергей Филонов называет автомобильные пробки.
- Если бы в городе изначально спроектировали центральную улицу, которая проходит через весь город, то люди могли на одном автобусе добираться до нужной точки, не пересаживаясь. А ведь наличие множества маршрутов и огромное количество курсирующих автобусов усложняют ситуацию на дорогах.
Еще одна важная проблема - грязный воздух в городе. Из-за того, что в Новосибирске нет четко определенной промышленной зоны, ветер несет дым с заводских окраин в центр.
Сергей Филонов считает, что перепланировать город с учетом теории градостроительства невозможно: «Новосибирск можно только снести и заново построить. Ведь основная задача градостроителя - привязать город к местности, учитывая рельеф и композиционные линии, а также четко зонировать город».
| |