|
Саратов занимает особое место в истории космонавтики. Здесь, в аэроклубе, будущий первый космонавт планеты Земля поднял в воздух самолёт.
За свою почти 100-летнюю историю саратовский аэроклуб подготовил сотни летчиков, из них 26 стали Героями Советского Союза. Но сегодня судьба аэроклуба, который сам по себе до сих пор является живой памятью первопроходцу космоса, оказалась под вопросом.
На аэродроме Саратовского аэроклуба они не были давно. Но сегодня особый случай - 55 лет назад здесь им вручали удостоверения пилотов. Возможно, это событие осталось бы рядовым, если бы не выпускник аэроклуба Юрий Гагарин .
Однокашники первого космонавта вспоминают: тогда они все бредили небом. Было с кого брать пример. Инструкторы и начальник аэроклуба - настоящие асы, за плечами война. Летать в одном самолете с командиром звена Сергеем Ивановичем Сафроновым для курсантов было высшей наградой. Звезду Героя их наставник получил в 1943 году за 11 сбитых «мессеров».
«Каждый из нас 17-летних смотрел на Героя Советского Союза, который рядом. А он летчик-истребитель. И каждый считал: если я учусь в аэроклубе, значит закончу аэроклуб, пойду в училище и обязательно стану летчиком-истребителем», - вспоминает Константин Шаров, однокурсник Юрия Гагарина по аэроклубу.
О полетах они до сих пор рассказывают с придыханием, но военными летчиками стали немногие. Кого-то подвело здоровье, а некоторых - дисциплина.
«Немного хулиганили... Если Чкалов под мостом пролетал, то этот над Волгой. Девчонкам сказал: я буду там - смотрите», - вспоминают однокурсники Гагарина.
Тогда, в 1955 году, будущий первый космонавт тоже чуть не лишился «крыльев». Гагарин одновременно учился и в аэроклубе, и в техникуме, на литейщика. Когда у курсантов началась летная подготовка, Юрий сдавал выпускные экзамены. Занятия на аэродроме пропустил. Хотели отчислить. Гагарина отстоял начальник аэроклуба.
«Денисенко отстаивал его перед обкомом ДОСААФа, чтобы он начал учиться. Потому что уже ребята налетали по 5-6 часов, а он только пришел, ничего не знает. Денисенко взял на себя и сказал: предоставишь диплом на отлично и будешь здесь отлично учиться, будешь летчиком. Гагарин все условия выполнил», - говорит Азарий Яранцев, инструктор Саратовского аэроклуба с 1950 по 1978 годы.
Старенький Ан-2 сегодня единственный в аэроклубе. Пилотов здесь уже не готовят, а вот с парашютом пока прыгают. Да и то, сетуют инструкторы, недолго осталось. Ресурс последнего Ан-2 на исходе. Аэроклуб имени Юрия Гагарина останется без «крыльев». Почти за 100-летнюю историю центра такое - впервые. И это в преддверии грядущего юбилея - 50-летия со дня полета первого космонавта планеты.
«Мы хотя и по форме являемся общественно-государственной организацией, но, по сути, остаемся общественной организацией, не можем входить в бюджетный кодекс. И сегодня не самое лучшее время переживаем», - сетует Сергей Баканов, председатель Саратовского отделения ДОСААФ России.
В здании, где когда-то учились курсанты, сегодня офис нефтяной компании. Славу прошлых лет легендарного саратовского аэроклуба хранят в своих воспоминаниях лишь ветераны, да вот эта небольшая памятная доска, где высечены 26 имен Героев Советского Союза, которым Саратовский аэроклуб открыл путь в небо.
| |