|
На этой неделе рэпер Василий Вакуленко, известный под сценическими псевдонимами Баста и Ноггано, презентует давно обещанный новый проект. «Труд» узнал у музыканта, зачем рэперам псевдонимы.
- Вас до сих пор знали в двух образах - Басты и Ноггано. Один - такой дворовый лирик, другой, пользуясь вашими же словами, - «наркоман, дебошир, матерщинник, бабник и сволочь». Но теперь вы придумали еще и какого-то Нинтендо?
- Это уже не шпана уличная, а образ более матерого, легализовавшегося человека из подворотни. Подчеркнут момент игры - все клипы этого проекта будут в компьютерной графике. Любой человек хочет в кого-то поиграть - например, побыть гангстером с пистолетом. Вы меня в этих роликах узнаете - это я, перемещенный в пространство компьютерной игры. Посмотрите трек «Шутники», я его слил в интернет. Целиком проект появится как большой фильм, над которым мы сейчас начнем работать.
- Полный метр?
- Я бы сказал - полный километр. (Смеется.)
- На днях выходит дуэтный альбом Басты «Гуфа». Хулиган Ноггано на этом диске не появляется?
- Нет, только Баста , мы так договорились.
- Почему-то такое размножение личностей характерно для рэпа: все рэперы берут себе псевдонимы, часто по несколько штук.
- Существование альтер эго - достаточно хорошая практика, помогает разобраться в себе и в жизни. А еще тут есть элемент сюрприза - придумать что-то этакое, как бы сказал В. И. Ленин, архиполярное. Вот два года назад появился Ноггано, и даже некоторые мои друзь-я не могли себе представить, что это мой проект. Пришли и сказали: послушай, интересная музыка.
- На одном вашем фан-сайте висит письмо девушки Жанны, которая утверждает, что вы спасли ей жизнь. У нее больное сердце, и лирические песни Басты так подняли ее дух, что она решилась пойти на сложную операцию.
- Я этого письма не читал, но подобные ему видел. Моя музыка меня самого спасла от гибели. Слушайте песню «Дурка» про наркотики и психушку - все, о чем в ней говорится, - правда. Я месяц в такой дурке просидел. А еще в те без преувеличения тяжелые времена меня спас Юра, мой самый преданный друг. Когда от этой жизни уже оставались одни руины, он сказал: «Я в тебя верю». Упросил свою маму, чтобы она заняла ему денег, мы раздобыли самый плохонький компьютер, поставили у его бабушки с дедушкой в квартире. И в 23 года после длительной комы, продолжавшейся пять лет, я взглянул на мир и в восторге от того, что жизнь крутится дальше, написал песню «Осень».
- Говорят, в рэпе, как и в роке, тоже есть свой мейнстрим и андеграунд. Можно сказать, что, например, Серега или Noize MC - это мейнстрим нашего рэпа?
- Когда даже самый крутой андеграунд получает распространение, он становится мейнстримом, а то и поп-музыкой. Мой Ноггано вроде вышел из андеграунда, но теперь его слишком много людей слушает, чтобы это оставалось андеграундом. Хотя с точки зрения содержания это типичный андеграунд, потому что рассказывает о беспределе властей, социальной несправедливости, издевательствах над людьми, о жизни, которой живет вся Россия, - это по большому счету сплошной андеграунд.
- Часто в адрес рэпа приходится слышать ругань. Например, когда летом в Волгограде посадили Noize MC за мат в адрес сотрудников милиции, мы спрашивали деятелей культуры об отношении к этому инциденту. И неожиданно Сергей Говорухин - кинорежиссер, Герой России, участник чеченской войны - сказал: «Не люблю я этих рэперов, от них одно разрушение...»
- Мне кажется, здесь дело в неосведомленности людей. Может, они думают, что мат и хулиганское поведение - главные признаки рэпа? Кстати, я тогда Ивану (Noize MC) прямо высказал, что совершенно не поддерживаю его в этой ситуации. Надо понимать, что и где говорить. Его слова для фанов имеют большой вес... Ну, а насчет толерантности к рэпу со стороны старших поколений - мой папа тоже говорил: это страшная музыка, не слушай этих негров, я порежу тебе штаны: Но все-таки не порезал, и мою музыку он вполне слушает.
- Рок и рэп принято противопоставлять - первый вроде бы «стареет», тогда как рэп все больше набирает силу. Как, например, вы относитесь к Юрию Шевчуку ?
- С большим уважением - прежде всего к его крепкой, жесткой жизненной позиции по отношению к стране, власти, людям. Но песни его мне нравятся не все. Ближе старые вещи. Из новых я специально прослушал три диска. Это, по-моему, слишком политизированно.
- Вы имеете в виду песни вроде «Когда закончится нефть»?
- Да, в них все правда, но это не заставляет меня вскакивать и кричать: ах!.. А включу «Осень» - и меня просто разорвет, потому что по значимости для духа человеческого эти простые строки намного круче всего остального. В них настоящие свобода и надежда. Вот такой рок не устареет никогда. Этим песням не нужна горячая ротация, они и без нее народные. Сейчас у Шевчука нет песен, которые бы стали народными. Мне кажется, ему бы нужно в текстах... Стоп, не стану же я давать советы Шевчуку, что я, совсем с ума сошел? Я перекрещусь, вы что! (Усмехается.) Просто, наверное, у него период такой. А наступит, бог даст, другой период.
Резюме «Труда»
Василий Вакуленко, рэп-музыкант, актер
Родился в 1980 году в Ростове-на-Дону.
Учился в музыкальном училище как дирижер-хоровик, не окончил.
Работал с 17 лет под ником Баста Хрю в группе «Психолирик» (будущая группа «Каста»). С 1998 года работает сольно. Выпустил 4 альбома как Баста, 4 - в имидже Ноггано. В фильме «Рвы» сыграл самого себя.
Рэперы, которым одного псевдонима показалось мало
Птаха
Настоящее имя - Давид Нуриев. Ко второму альбому «Папиросы» сменил имидж с мрачного Птахи на Зануду, которого волнуют секс и веселье.
Пи Дидди
Настоящее имя - Шон Комбс. Носил ники Puff Daddy, P. Diddy, в 2010-м заявил о желании зваться Sean John в честь бальзама после бритья.
Тупак Шакур
Настоящее имя - Лесэйн Пэриш Крукс. Один из зачинателей рэпа. Кроме самого известного псевдонима 2Pac брал ники MC New York и Makaveli.
Сява
Настоящее имя - Вячеслав Хахалкин. Первоначально носил ник Slava Mook, в новым пародийно-развлекательном проекте придумал себе имя Сява.
| |