|
На минувшей неделе председатель Совета федерации Сергей Миронов высказался за введение прямых выборов сенаторов. Вне всякого сомнения, это заявление было сделано в ответ на лишение сенаторов (читай - руководства палаты) права выдавать своим новым коллегам «входные билеты»
Впредь новоизбранный (новоназначенный) сенатор будет приступать к исполнению своих обязанностей после избрания (назначения), а не после подтверждения полномочий «старослужащими» коллегами (порой затягивавшегося на многие месяцы). Миронов был и до конца остался противником этого решения. Добиться его отмены он не сумел, осталось фрондерствовать. Все понятно.
Простота этого сюжета, правда, не освобождает от необходимости прокомментировать мироновские слова по существу.
В ч. 2 ст. 95 Конституции сказано, что в Совет федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов власти. Это означает, что субъектовые парламенты должны избирать сенаторов, а исполнительные органы (их руководители, высшие должностные лица) - назначать. То есть они конституционно обязаны избирать/назначать представителей регионов (именно регионов, а не их органов власти, как обычно утверждают). О каком-либо непосредственном участии населения речь не идет.
Сторонники выборности сенаторов на это возражают, дескать, такой подход противоречит конституционному принципу народовластия (ч. 1 ст. 3). То есть они фактически настаивают на противоречии между положениями Конституции. Однако в действительности ничего подобного нет - в ней (в ч. 2 и 3 ст. 3) зафиксировано, что народ осуществляет свою власть как непосредственно, голосуя на выборах и референдумах, так и опосредованно через органы государственной власти и местного самоуправления. В данном случае народовластие осуществляется через региональные парламенты и исполнительные органы.
Еще в 1990-е гг. предлагалось «примирить» принцип народовластия (из которого-де следует необходимость выбирать на прямых выборах всех и вся) с содержанием ч. 2 ст. 95 следующим образом: законодательно закрепить, что члены Совета федерации избираются из числа кандидатов, выдвинутых парламентами и исполнительными органами. Однако Конституция ясно требует, чтобы последние сами избирали/назначали сенаторов. Без откровенного насилия над ее буквой прямые выборы здесь никак не ввести. К тому же, как сказано, «примирять», собственно, нечего.
Хорошо, ответят мне. Тогда давайте внесем поправку в Конституцию, пропишем в ней прямые выборы.
Теоретически это возможно. Практически тоже. Вопрос лишь в одном: надо ли? Надо ли нам устраивать еще одну федеральную избирательную кампанию (в дополнение к президентской и думской)?
Тут проблема даже не в расходах, прямых и косвенных. Что нам дадут прямые выборы сенаторов? От этого повысится профессиональный уровень палаты и улучшится качество законотворческой работы? Очень сомнительно.
Часто говорят, что, мол, у Совета федерации не хватает авторитета и легитимности, а прямые выборы их как раз доведут до нужного уровня. Кто и как измерял нынешний уровень? И кто и на основании каких данных поручится, что после выборов он обязательно увеличится? Это все голые спекуляции. Те граждане, которые скептически относятся к нашей парламентской практике и самой идее парламентаризма (а таких немало), своего мнения не поменяют. Хоть каждый год им выборы устраивай.
Совет федерации задумывался в 1993 г. как «законодательный тормоз». В тогдашних условиях деструктивная политизация работы Государственной думы, «законодательного двигателя», представлялась неизбежным злом. Необходимость «притормаживать» была очевидной. В том числе поэтому было предусмотрено, что Совет федерации формируется региональными органами власти.
В 2000-х гг. ситуация кардинально поменялась. В Думе сформировано лоялистское конституционное большинство. Но из этого совершенно не следует, что надо принципиально менять порядок формирования Совета федерации. Лучше, когда «тормоз» есть и не нужен, чем когда он нужен и его нет.
| |