|
Разглядеть всю полноту культурных напластований картины скорее всего смогут лишь соотечественники режиссера - британского классика Стивена Фрирза. Но и гражданам остального мира картина доставит то особое удовольствие, которое доставляет разглядывание английских пейзажей и чтение книжек Пэлема Грэнвила Вудхауза
На российские экраны выходит фильм «Неотразимая Тамара», участвовавший в этом году во внеконкурсной программе Каннского фестиваля.
Разглядеть всю полноту культурных напластований картины скорее всего смогут лишь соотечественники режиссера - британского классика Стивена Фрирза. Но и гражданам остального мира картина доставит то особое удовольствие, которое доставляет разглядывание английских пейзажей и чтение книжек Пэлема Грэнвила Вудхауза.
«Неотразимая Тамара» - такая же смешная, как его проза, а действие происходит в сельской Англии, куда не раз наведывались и Дживс, и Вустер. Сама же история Тамары Дрюи (так, по имени главной героини, называется фильм в оригинале) является вольной экранизацией романа другого британского классика - Томаса Харди. А именно - романа «Вдали от обезумевшей толпы», кстати, трижды экранизированного, причем в первый раз еще в 1915 году. Героиня Харди (в киноверсии 1967 года ее играла Джули Кристи) наследует большую ферму и влюбляет в себя сразу нескольких живущих по соседству мужчин. Главным в литературном первоисточнике, впрочем, были не любовные похождения, а фон, на котором разворачивалось действие, - ведь, как утверждал Харди в предисловии к роману, «необходимое условие для сохранения преданий, фольклора, тесных взаимоотношений и своеобразных типов, характерных для этой среды, - это крепкая привязанность к почве, к одному месту, где родятся, растут и сменяются одно поколение за другим».
На глазах Харди происходило вытеснение этого класса. Самого писателя можно смело назвать певцом вымирающих крестьянских гнезд, и вот эту-то песню знаменитого романиста подхватила в 2005 году британская художница Пози Симмондс, создавшая по мотивам «Вдали от обезумевшей толпы» комикс. Его печатали в 2005-2006 годах в Guardian, а потом решили экранизировать. Режиссером стал Стивен Фрирз , исполнительницей роли Тамары - Джемма Артертон, одна из главных красоток Англии поколения двадцатилетних, родившаяся, как утверждают ее биографы, с шестью пальцами на каждой руке и сморщенным ухом. Сейчас и руки, и уши, и прочие части лица и тела Артертон находятся в идеальной форме. Вмешательство пластической хирургии - то, что роднит актрису с ее героиней.
У Тамары Дрюи в юности был огромный крючковатый нос. Операция превратила его в изящный, чуть вздернутый носик. Красота повлекла за собой успех, и вот уже Тамара - преуспевающая лондонская колумнистка - естественно, в Guardian. В крошечный городок, где прошло ее детство, она приезжает, чтобы продать ферму, доставшуюся в наследство, и разбить сердца всем, кто в юности заставил ее страдать, а заодно и тем, кто случайно оказался поблизости.
В городе между тем разместилась весьма живописная группа граждан. Именно здесь преуспевающий автор интеллектуальных детективов Николас Хардимент и его жена Бет открыли пансионат для писателей - нечто вроде нашего Переделкина, только на частной основе. Среди их постоянной клиентуры - находящийся в неустанной борьбе с «авторским блоком» американский биограф Томаса Харди, авторша лесбийских детективов, публикующая свои опусы в интернете, и еще несколько экстравагантных дам и господ среднего возраста. Молодое поколение представлено неудавшимся дизайнером, ныне сельхозрабочим Энди. Он родился в доме, который, разорившись, его семья вынуждена была продать нагрянувшим в местечко лондонцам. Именно эту «ферму» (российские риэлторы определили бы ее скорее как «викторианский особняк») теперь и унаследовала Тамара. Ну а самые юные персонажи фильма - две школьницы, которые от скуки швыряют яйца в немногочисленные автомобили и фанатеют от ударника некоей популярной рок-группы. Неспешное поначалу действие становится вихреобразным, когда в городок волею случая и гастрольного графика прибывает сам ударник - на желтом спортивном порше и с красавцем-бульдогом по кличке Босс.
Поскольку каждый из актеров помимо собственно характера играет еще и пародию на социальный тип, получается очень смешно. При таком раскладе оказывается, что чванливый писатель-селебрити и зачуханный писатель-неудачник имеют немало общего, а именно - неизбывный инфантилизм и желание переложить все собственные проблемы на плечи женщины, будь то красотка Тамара или погрязшая в фермерских заботах хозяйка пансионата Бет. В начале фильма есть забавная сцена, когда Тамара просит у Бет одолжить ей пару «сильных рук». Склейка - и вот она сама разгребает мусор и таскает тяжелые тюки. А вызвавшийся помочь специалист по творчеству Харди, развалившись рядом в кресле, разглагольствует о чем-то высоком... Но смешнее всего выходит пародия на рок-звезду - действительно необычайно талантливого музыканта, изнемогающего от имиджа сердцееда и кумира малолеток. В этой роли - молодая британская звезда Доминик Купер, которому подкрашенные глаза добавляют не столько демонизма, сколько легкой придурковатости.
Про каждого из персонажей «Тамары Дрюи» можно было бы снять отдельный полнометражный фильм, но Фрирз объединяет всех в единый сюжет, расставляя, подобно шахматным фигурам, в одному ему до поры понятном порядке. В результате исподволь из уморительной комедии положений прорастает трагикомическая история о том, каких странных посредников посылает иногда судьба. Шкодливые школьницы с их проделками на грани фола, гиперактивный пес рок-звезды, обезумевшая толпа коров - именно эти персонажи «вертят земную ось», чтобы на глобусе или хотя бы на отдельно взятой его части все оказалось вдруг расставленным по своим местам. И Энди получил наконец возможность вернуться в дом, в котором родился. «Крепкая привязанность к почве», столь важная для Харди в XIX веке, оказывается важной и для Фрирза, одного из лучших англоязычных режиссеров начала ХХI тысячелетия. Недаром все-таки англичане слывут самой консервативной нацией на свете.
| |