|
Мусульмане Москвы отметили один из главных религиозных праздников
Верующие начали собираться на праздник Курбан-Байрам у соборной мечети в Москве ещё в ночь с 15 на 16 ноября. К половине восьмого утра практически все прилегающие к ней улицы были заполнены мусульманами - протиснуться сквозь толпу было весьма проблематично. Количество людей, пришедших помолиться хотя бы в непосредственной близости от мечети, оценить было сложно - назывались цифры и в 50, и в 70 тысяч человек.
По пути от станции метро «Проспект мира» до специально огороженной милицией территории ГУВД Москвы выставило кордон ОМОНа. У самого подхода к рамкам расположились многочисленные нищие. Кроме того, идущим на молитву предлагали «коврики на скорую руку» - куски обоев метровой длины.
Внутри оцепления мусульмане старались занять свободные места. Уже к 8 утра перемещаться по огороженной территории стало невозможно без того, чтобы не наступить на чей-то коврик. Часть собравшихся всё же старалась потесниться, некоторые - сразу шли на конфликт. «Ты чё, не видишь, моя олимпийка лежит», - заявил корреспонденту «СП» один из верующих.
Сам молебен происходил внутри мечети. Чтобы собравшимся на улице было слышно, что творится внутри здания, организаторы установили на перекрёстках автомобили, оборудованные мегафонами. Кроме того, над толпой работала камера телекрана - как объяснил муфтий, ведший службу, происходящее в Москве должна увидеть не только вся Россия, но и мусульманские страны СНГ. «Поэтому, пожалуйста, не вставайте с ковриков до конца молитвы!», - убедительно просил муфтий тех, кому удалось попасть внутрь мечети.
По разным оценкам, вокруг мечети собралось от 50 до 70 тысяч мусульман.
Почему часть мусульман молится на улице, а часть - внутри культового сооружения, в целом понятно. Верующих слишком много, чтобы они могли вместиться в соборную мечеть. На такое количество желающих, пожалуй, не хватило бы и всего «Олимпийского» - даже при условии, что все кресла в спорткомплексе были бы повёрнуты строго на Мекку. Как пояснял «СП» ранее Мухамед Саляхетдинов, председатель правления Ассоциации общественных объединений «Собрание», мусульманская община разделена на простых верующих и VIP-мусульман. Последним всегда найдётся место в мечети, остальных - на улицу.
Муфтий упомянул и конфликт, сложившийся вокруг предполагаемого строительства новой мечети в Текстильщиках. Как он пояснил, скандал разжигают «враги России», которые используют обывательский страх перед мусульманами, «о которых люди титульной национальности - русские - практически ничего не знают».
Муфтий напомнил, что праздник Курбан-байрам, который отмечается сегодня - это одна из основных дат мусульманского календаря. Начиная с этого утра в течение трёх, максимум четырёх суток каждая мусульманская семья должна принести в жертву животное. Муфтий конкретизировал, что имеется в виду баран. Минимумом считается одно животное на семью, но можно, если позволяют средства, принести в жертву и большее количество баранов, по одному на каждого мусульманина. Жертвовать можно и в память об умершем человеке - но только после того, как глава семьи уже пожертвовал одно животное.
После этой инструкции муфтий стал зачитывать поздравления, которые направили в адрес мусульман России президент Дмитрий Медведев , премьер-министр Владимир Путин, и, в адрес мусульман Москвы - Сергей Собянин. Непосредственно в мечети присутствовал премьер-министр Ливии Аль-Багдади Али аль-Махмуди, послы мусульманских стран, в том числе и Саудовской Аравии.
Примерно в 10.00 наступило время молитвы. Мусульмане разулись и встали на коврики. Через 10 минут намаз был закончен, и люди стали расходиться.
Очевидно, чтобы не допустить перегрузки метро и перекрытия улиц, милиция решила рассечь толпу на несколько частей - одних направить к станции метро «Достоевская», других - к «Сухаревской», третьих - к «Проспекту Мира», и, наконец, оставшуюся часть - к «Комсомольской». Однако, этот план удался не в полном объёме. Корреспондент «СП» стал свидетелем прорыва одного из кордонов, между той частью, что направляли на «Достоевскую», и теми, кого выталкивали к «Сухаревской».
Драки, впрочем, как таковой не было - милицию просто потеснили. Раздражённые милиционеры, матерясь, отчитывались начальству, что «они пытаются прорваться, но мы пока сдерживаем». Чтобы успокоить тех мусульман, которые не понимают русского языка, из мечети срочно вызвали переговорщика. Он призвал толпу вести себя потише. Мусульмане подчинились.
В целом назвать поведение милиционеров «корректным» может только чрезвычайно корректный человек. Особенно жёстко сотрудники внутренних дел вели себя у входа на станцию «Проспект мира» - они организовали узкий коридор, через который запускали людей в подземку. По бокам коридора зачем-то поставили конную милицию. Лошади нервничали, идти мимо них было откровенно страшно. Их наездницы тоже не отличались адекватностью - постоянно орали на проходящих, грозились дубинками без всякого повода.
Представитель Совета муфтиев заявлял ранее, что присутствие конной милиции было обговорено: «Для корректировки большого потока верующих потребовалась помощь в виде конной милиции. Этот шаг был заранее обговорен, и согласованы все действия с правоохранительными органами города».
| |