|
16 ноября 2010 года в 75 павильоне ВВЦ начинают свою работу XIV Международный Конгресс Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) и очередная Международная выставка профессионального оборудования для теле-, радио- и Интернет-вещания и кинопроизводства NATEXPO.
На пресс-конференции, состоявшейся 12 ноября 2010 года в здании информационного агентства «РИА Новости», президент НАТ Эдуард Сагалаев , генеральный директор NATEXPO Наталья Пискунова и советник президента НАТ Владимир Лифшиц говорили, главным образом, о планах ассоциации на ближайшее будущее, в котором «конкуренция на телевидении будет смещаться в сторону контента». В начале встречи Эдуард Сагалаев коротко подвел итоги деятельности НАТ, которой в этом году исполняется пятнадцать лет. Он сообщил, что изначально было сорок два учредителя ассоциации. На сегодняшний день в ней состоит более трехсот теле-, радио- и телерадиовещательных компаний. У некоторых организаций-членов ассоциации, как, например, медиахолдинг «ПрофМедиа», три телеканала и множество других подразделений. С НАТ сотрудничают, не являясь членами ассоциации, поскольку не имеют возможность платить членские взносы, научно-исследовательские институты, издательства и прочие организации. Эдуард Сагалаев рассказал, что НАТ защищает интересы самых разных своих членов: «Мы стараемся работать по всем направлениям, прекрасно понимая, что могут возникать конфликты интересов. У нас, например, есть рабочая группа по взаимоотношениям с кабельными операторами, с которыми существует довольно жесткое противостояние. Это пример того, как эфирное сообщество может быть консолидировано в борьбе против кабельных операторов, нелегально распространяющих телеконтент. Мы плотно и очень продуктивно работаем с крупными компаниями: ВГТРК, Первый канал, НТВ. Но мы понимаем, что лоббирование их интересов - не самая значительная часть нашей деятельности. Оно связано с поправками в закон о СМИ, с поправками в закон о рекламе, которые сейчас принимаются, с новыми способами лицензирования - с тем, что касается всех, от мала до велика. На нашей площадке собираются все, в том числе и общефедеральные компании. Однако крупных игроков не нужно защищать в каких-то других, более частных ситуациях». Главный вопрос, которому будет посвящен конгресс НАТ, - будущее телерадиовещания. Недаром мероприятие носит название «Стратегия 2015: контент, технология, экономика. Сценарии лидеров». Сам Эдуард Сагалаев следующим образом оценивает ближайшие перспективы: «В следующие пятнадцать лет рынок телеканалов будет вытесняться рынком контента, который будет распространяться в мультимедийной среде. И это самое радикальное изменение за все время существования телевизионного рынка, начиная с первых трансляций. Такой революции еще не было. Мы сейчас живем в предреволюционное время. Я говорил со многими экспертами, которые занимаются технологиями и которые занимаются вещанием. Все единогласно говорят: "Мы не знаем, что будет после 2015 года". Я был в Массачусетском технологическом университете - одной из передовых организаций, которая, в том числе, работает на оборону США. Они видят далеко вперед, лет на пятнадцать. Пять лет назад я видел там голографическое телевидение, телевидение, когда берешь электронную указку, направляешь ее на экран, допустим, на пиджак, в который одет герой сериала, и высвечивается информация, в каком магазине, по какой цене этот пиджак можно купить. Перемены назревают. Важно интуитивно чувствовать их приближение. Такие коммерческие вещатели, как СТС, "ПрофМедиа", это чувствуют. Задача НАТ - держать нос по ветру, что, собственно, мы и делаем, в том числе, благодаря регулярным конгрессам». Одним из векторов развития НАТ президент ассоциации видит в превращении организации в саморегулируемую структуру, которая сможет взять на себя часть функций государства по регулированию рынка. Наталья Пискунова сообщила, что открывающуюся выставку NATEXPO планируют посетить больше тысячи телерадиовещателей: «Судя по количеству заявок на участие в предстоящих мероприятиях, мы почувствовали, что кризис миновал». Эту же мысль подтвердил Эдуард Сагалаев, отвечая на вопрос Интернет-портала «ПрофиСинема» о текущих тенденциях во взаимодействии телеканалов и кинодистрибьюторов, крупных продакшен-компаний: «В этом году был подписан беспрецедентный договор между ТНТ и компанией Universal. ТНТ приобрел огромный пакет фильмов - таких крупных закупок канал раньше не делал. Это говорит о том, что кризис остался, в общем-то в прошлом - у телеканалов есть средства, которые они могут выделять на приобретение в том числе западного контента, при том, что ТНТ активно инициирует производство фильмов, сериалов. Взаимопроникновение на рынке существует. Российский же контент на международном рынке занимает не очень заметное место. И на то есть несколько объективных причин, главная из которых - русский язык. Американский рынок, например, не восприимчив вообще к другому языку. Мексиканская "Телевиса" производит контент как на испанском, так и на английском языках. Актеры, снимающиеся в мыльных операх, исполняют одни и те же эпизоды сначала на одном, потом на другом языке. А вот китайский рынок очень перспективен для российских продакшен-компаний: телеканалы из Китая готовы покупать русскоязычный контент, открыты к ко-продукции. Но пока закупки, по китайским меркам, невелики». Будущее всегда пугает и манит одновременно. Особенно, если в настоящем приходится оправляться после тяжелого кризиса, разразившегося в недалеком прошлом. Но есть надежда, что очередной конгресс НАТ и выставка NATEXPO сумеют хоть немного повлиять на то, как в скором времени будут развиваться события на медиарынке и рынке профессионального оборудования для теле-, радио- и Интернет-вещания и кинопроизводства.
| |