|
Предполагаемого организатора преступления убийства в станице Кущевская задержали благодаря информации из криминальных структур.
По одной из версий, Сергей Цапок в последние годы был лидером местной ОПГ, и его выдали оперативникам авторитеты из Ростова-на-Дону. При этом многие обращают внимание на тот факт, что члены группировки занимали влиятельные посты в региональном бизнесе и госструктурах. Однако в истории с массовым убийство по-прежнему остается много вопросов: что стало мотивом жестокой расправы над двенадцатью людьми и насколько влиятелен криминал на Кубани. Тему продолжит корреспондент «Вестей ФМ» Николай Осипов.
Осипов: Сергей Цапок и Сергей Цеповяз - пока это главные фамилии в деле о кровавой расправе в станице Кущёвской. Еще пару дней назад скептики сокрушались - милиция нашла молодых убийц, но их хозяева останутся безнаказанными. Сейчас следствие поясняет - за главарями следили, задержали, как только стало возможным. И с Кубани, как правило анонимно, идут все новые подробности - оказывается, банда уже много лет контролирует окрестные станицы. Но на первый взгляд лидеры ОПГ вполне уважаемые люди. Цапок был депутатом муниципального собрания, Цеповяз - депутат райсовета и замдиректора крупной агрокомпании. И депутаты федерального уровня уже не стесняются в словах, как, например, вице-спикер Владимир Жириновский .
Жириновский: Краснодаркий край весь коррумпирован, и милиция имеет подпитку в том числе и от криминальных структур и смотрит сквозь пальцы на их действия.
Осипов: О бездействии милиции и региональных властей говорят многие. Самое удивительное, складывается впечатление, что в Кущевской и даже за ее пределами все прекрасно знали, кто бандит, вплоть до бандитских кличек, они сами называют их на кубанских форумах - Вова Беспредел, Бык, братья Колбасенко, Елисей, Камаз. Наверху списка братья - один покойный, Николай Цапок, его застрелили в 2002, другой нынешний подозреваемый - Сергей. Банда орудовала еще с 90-х, потом дело перевели в легальный агросектор. Это распространенное явление, комментирует президент фонда «Антимафия», бывший старший следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре России Евгений Мысловский. Об этом все знают, но никто ничего не делает.
Мысловский: Тут вопрос стоит не в том, что всех это устраивало, но местные правоохранители в большинстве своем не имели возможности что-то предпринять. Вот если вы посмотрите выступления наших милицейских руководителей, то у них проскальзывает информация, что ОПГ контролируют более 40 тысяч предприятий. Это говорит о том, что все всё знают.
Осипов: Обрывки сведений из Кущевской позволяют предполагать, что у бандитов были надежные связи в милиции и судах, среди знакомых много отставного начальства из силовой среды, это позволяло им ничего не бояться. Наоборот, все боялись их. Всплывают жутковатые подробности о серии изнасилований, совершенных молодыми исполнителями, которые работали на кущевских авторитетов. Говорят о сотнях жертв. Все боялись и все молчали.
Но что стало мотивом последнего убийства? Основная версия сводится к нежеланию фермера Аметова, в доме которого и произошла расправа, платить дань бандитам. Контроль над агросектором якобы был главной целью «цапковских». Но старожилы Кущевской рассказывают, что конфликт между Аметовым и Цапком произошел еще в конце 90-х. Что стало причиной неизвестно. Говорят, что против банды «цапковских» тогда восстало много местных, в том числе татарская диаспора. Не исключено, что застарелое противостояние могло быть результатом межнационального противоборства между криминальными группировками. И сейчас в Кущевской поговаривают, что, несмотря на откровенный криминал, Цапок не допускал на свои земли других авторитетов, чем сохранял опредленную стабильность.
В 2002 в Кущевской расстреляли одного из братьев Николая, тогдашнего лидера банды. Но другие члены ОПГ сумели сохранить влияние. И на восьмую годовщину смерти брата последовала расправа в доме Аметова.
Правда, в гостях у Аметовых тогда же находился с семьей финансовый директор компании по выпуску продуктов питания «Астон» Владимир Мироненко. Он в числе жертв, и второстепенная версия не исключает, что и он мог стать главным объектом расправы. Об этом сложно судить, поскольку в тени остается характер связей между убитыми и теми, кого считают заказчиками убийства. На поверхности лежит только конфликт между Аметовым и Цапками.
Наш эксперт Евгений Мысловский при этом не исключает, что заказчики вовсе не планировали кровавой расправы. Их могли подвести исполнители - беспредельная молодежь, решившая, что им можно все.
Мысловский: Я думаю, что там никто не собирался... Есть такой термин - «эксцесс исполнителя». И убийство 12 человек - это, я думаю, и есть эксцесс исполнителей. Те, кто заказывал запугать, отомстить, никак не надеялись, что произойдет такая вот вещь.
Осипов: История в Кущевской не просто шокировала общество. Она заставила задуматься о том, что происходит в регионах, кто там является настоящим хозяином положения. Банда «цапковских», если верить источникам в Кущевской, существует уже 15 лет. Сейчас лидерам немного за 30, то есть половину своей жизни они в криминале. Ставшая классикой история «Бригады», только без киношной романтики, с кровью, жестокостью и весьма мрачными перспективами, рассуждает Владимир Жириновский.
Жириновский: Такие же банды до сих пор держат целые города, края и регионы. И милиция, и прокуратуры все знают, но ждут, чтобы вот что-то случилось страшное, и тогда только начинают шевелиться.
Осипов: Формально они считались уважаемыми людьми: руководители крупных компаний, обладатели хороших связей и нужных удостоверений. Вполне легальный бизнес или влиятельная должность в госструктуре - это и есть зачастую лицо современного криминала с насыщенным прошлым из 90-х.
| |