|
Лучшие режиссеры европейского театра знакомят публику с современным искусством. В этом году Новый европейский театр показывает спектакли, поставленные режиссерами за границей. В год 150-летия Антона Чехова болгарский режиссер Димитр Гочев представил спектакль «Палата №6». Свои постановки привезли режиссеры Кирилл Серебренников, Иван Вырыпаев и Алвис Херманис. Кстати, Международный театральный фестиваль NET проводится с 1998 года.
В год 150-летия Чехова, на фестивале NET представили очень радикальную версию «Палаты №6». Берлинский «Дойчес-театр» и болгарин Димитр Гочев, когда-то мечтавший о карьере ветеринара, на Антоне Павловиче, что называется, собаку съел. Это его уже пятая чеховская постановка. Гочев ставит Чехова как Беккета или Хайнера Мюллера, учеником и другом которого он является.
«Есть даже такая теория, что он на всех, будь то Мольер или Чехов , смотрит глазами Хайнера Мюллера - человека, который исследовал традиционные классические сюжеты, которые проигрываются, переосмысляются после XX века, после всей крови, тоталитарных режимов, в общем конца света, который пережил свет в XX веке», - гооврит о постановщике арт-директор фестиваля NET Роман Должанский .
Димитр Гочев на фестиваль не приехал. Может, испугался, что на родине драматурга его могут призвать к ответу за столь вольную интерпретацию авторского оригинала. Режиссёр здесь сочиняет «свою» пьесу. Из черт и реплик персонажей разных произведений драматурга он «лепит» нескольких героев. И поселяет их в больничную палату, больше похожую на тюремный ангар, чем на камеру для умалишенных.
Пустая сцена, как «пустое пространство», о котором писал Брук. И ничего лишнего, как «Бедный театр», о котором говорил Гротовский. На сцене лишь тело актера - страдальца и проводника мысли. Из предметов лишь машинерия софитов. Прожекторы следят за героями сверху, почти придавливают их к земле, заставляя страдать от экзистенциальной несвободы.
«Это чувство о пространстве очень важно. Самая важная вещь. И, конечно, тело актера! Это его икона в театре. Когда я говорю тело - это просто всё компактно. Он всегда говорит, что актёр думает не головой, а телом», - поясняет немецкий актёр Самуэль Финци.
Герои бросают свои монологи в зал, не надеясь быть услышанными. Пытаются убежать от грубой действительности, от собственной разорванности. Но вырваться из круговорота судьбы невозможно. Врач Рагин, уставший от рутины и тупости окружения, легко превращается в пациента клиники для душевнобольных. Он снимает свою одежду, чтобы сменить врачебный халат на одеяние арестанта. И обнажает не столько тело, сколько нервы души. В этой тюрьме-психушке у него есть друг - параноик Громов. Черты своего персонажа актер Вольфрам Кох нигде не искал, просто выглянул на улицу.
«На самом деле не надо ходить в дурдом, чтобы найти свой персонаж. Можно сидеть после обеда на улице и наблюдать, как каждый для себя старается проживать нормальную жизнь, как каждый замкнут в своей действительности», - отмечает немецкий актёр Вольфрам Кох.
А надзиратель Никита здесь не тупое животное мужского пола, как по Чехову. А женское существо в синем платье и с кружевным воротником мещанки: так по Гочеву. Николка поёт песни для собственного утешения и проговаривает со сцены текст от автора.
«Это фигура из фантазии с одной стороны. А с другой стороны - это некий злой человек, который очень любит быть злым. Но я не мужчина, хоть и надзиратель в тюрьме. Такой странный персонаж, который нужно принять, каким он есть», - поясняет актриса Маргит Бендокат.
Странные люди не от мира сего. Одинокие кометы, блуждающие в поисках понимающего собеседника. Но здесь каждый слышит сам себя. Человеческие коммуникации разорваны, и выхода нет. Странный мир со сдвинутым сознанием. «Палату №6» берлинские критики посчитали лучшим «подношением» великому драматургу в год его юбилея от немецкого театра. Российские критики, возможно, поспорят. Но, как известно, ценность автора определяется множественностью заложенных в тексте интерпретаций.
И «Палата №6» Гочева в очередной раз продемонстрировала универсальность классики. Чехов нынче современен, как ни один представитель «новой драмы».
| |