|
Короткая пьеса Юрия Клавдиева «Я- пулеметчик» в постановке Владимира Панкова стала внятным и развернутым антивоенным высказыванием. Эта история о людях, которых посылают на смерть политики, похожие на бездушных кукол, - доказательство того, что между войнами прошедших столетий и нынешними столкновениями криминальных группировок в сущности нет никакой разницы: во всех случаях ценность человеческой жизни равна нулю.
Режиссер-экспериментатор Владимир Панков поставил пьесу Клавдиева «Я- пулеметчик», которую уже ставили не раз. Придумать новое прочтение «Пулеметчика» режиссеру помогает созданный им, ни на что не похожий театральный стиль «саундрама». В ней действие всегда сопровождает пение и целая партитура разнообразных звуков. А звучание спектакля не менее важно, чем игра актеров. В «Пулеметчике» обе составляющие спектакля работают на смысл.
Два «Пулеметчика»
Спектакли SounDrama никогда не были «вещью в себе» или «искусством для искусства». В каждом возникает диалог со зрителем, попытка его расшевелить, задеть за живое. Но пространство, в котором играют «Я- пулеметчик»,- один из бывших цехов производственного здания, где сейчас расположился «Проект Фабрика »,- как будто специально устроено для такого диалога. В зале чуть больше ста мест, и зрители первых рядов находятся от актеров на расстоянии вытянутой руки.
Основатель студии SounDrama Музыкант, актер и режиссер Владимир Панков играет на десяти музыкальных инструментах, в том числе таких экзотических, как диджериду и чаранга. В 2000 году вместе с Владимиром Нелиновым, Сергеем Родионовым и Владимиром Кудрявцевым создал музыкальную группу «Пан-квартет», которая играла в спектаклях режиссеров-экспериментаторов. В 2005 году вместе с Ольгой Бергер учредил студию SounDrama. Поставил с ее артистами более 10 спектаклей, в том числе такие известные как «Переход» (2005), «Морфий» (2006), «Гоголь.Вечера» Часть I, Часть II и Часть III (2007-2009), «Ромео & Джульетта» (2010). Сотрудничает с зарубежными театральными коллективами.
Сюжет «Пулеметчика» укладывается в несколько предложений: «пацаны» поехали на разборку, где одна банда перестреляла другу. Бандит, чудом оставшийся в живых, вспоминает рассказ деда о Великой Отечественной войне и на время в этого деда превращается. Конечно, в тексте есть эксперименты с лексическими конструкциями, которыми так увлекаются современные драматурги. Но это- материя, напрямую не связанная с театром, и повод скорее для филологического исследования.
Важнее другое: чем проще исходный материал, тем интереснее получается у Панкова спектакль. И тем легче режиссеру сделать авторский текст проводником темы, которая сейчас его волнует. Панков окружает каждое слово множеством относящихся к его замыслу образов и запоминающихся деталей. От этого его спектакль становится не просто постановкой пьесы, а театрально-музыкальным сочинением по ее мотивам, где нет-нет да и мелькнет авторский сюжет.
Слова обрастают звуками, актеры- ролями
В этом смысле работа Панкова разительно отличается от спектакля Ирины Керученко, поставившей «Я- пулеметчика»в Центре драматургии и режиссуры Рощина и Казанцева. Ее спектакль- скорее поэтический монолог. У Панкова текст раскладывается на множество голосов. Каждая фраза дополняется какими-то звуками, движениями и сценическими картинками, сменяющими друг друга. Порой это наполняет их- да и весь спектакль,- смыслом, которого нет у автора.
Востребованный Клавдиев Драматург Юрий Клавдиев- автор пьес "Собиратель пуль" (2006), "Я- пулеметчик" (2007), "Пойдем, нас ждет машина" (2008), автор сценария фильма Валерии Гай Германики "Все умрут, а я останусь". С 2002 года участвует в ежегодном фестивале новой драмы "Любимовка". Его пьесы публиковались в журналах "Театр" и "Современная драматургия", ставились в московских театрах "Практика", "Центр драматургии и режиссуры", в Санкт-Петербурге, Берлине, Тольятти и Перми.
Одних только главных ролей в спектакле целых три- герой (взрывной Алексей Черных), его мудрый и усталый дед (Андрей Заводюк) и женщина- мать, любимая, сиделка (Анастасия Сычева). Помимо них в спектакле есть двойники героев и целая когорта политиков, которых Панков специально ввел в спектакль.
Они, как полагается, взирают на народ с трибуны, покрытой кумачом. Ряды трибун уходят вверх, почти по потолок зала. На трибуне собрались политики разных эпох- от Владимира Путина и Барака Обамы до Мао Цзэдуна и Наполеона (актеры играют их в жутковато улыбающихся резиновых масках). Время от времени кто-нибудь из политиков обращается к народу с очередным призывом. Они говорят на разных языках, некоторые из них зрители понимают, некоторые- нет, но всякий раз речи звучат с одинаково убеждающей интонацией- и одинаково бессмысленно.
Волей-неволей возникает мысль о том, что все эти политики- куклы. И что герои оказались в вывернутом на изнанку мире, где куклы управляют живыми людьми, равнодушно посылая их на смерть. Им все равно, где погибнут их подопечные- в отечественной войне, грузинской или чеченской или, может быть, в криминальных разборках. Война стала нормой жизни и привычной картинкой на экране телевизора. И вот уже Женщина направляет снайперскую винтовку в зрительный зал, а потом пеленает ее, как ребенка.
Антивоенное высказывание
В звуковой партитуре "Пулеметчика" тоже напрочь отсутствует гармония. В музыку врываются шумы большого города, ее разрывает треск автоматных очередей. Девушка-чеченка в одеянии черной вдовы (Сэсэг Хапсасова) взывает к Аллаху и палит из автомата в зал. И только песня Hotel California группы Eagles звучит как мечта о далекой, прекрасной стране, где нет войны и все счастливы. В середине спектакля ее истово выводит Женщина, на финальных поклонах звучит запись Eagles. А когда поют сами артисты, они наполняют музыку такой же энергией и драйвом, как рок-музыканты.
Внутренний градус спектакля раскален до предельной температуры. Герои кричат, и матерятся- ничего не поделаешь, на войне, как на войне. Напрасно политики думают, что бойцы будут безропотно погибнуть. У них, считает Панков, еще есть возможность бороться за уничтоженную справедливость, отвоевать свое право на жизнь. В конце концов, выгнать политиков, или, как делают артисты ближе к финалу, содрать с трибун кумачовые тряпки, обнажив голые, железные скелеты. Так спектакль, начинавшийся, как рассказ о войне, перерастает во внятное антивоенное высказывание.
Хочется, чтобы таких постановок стало больше. Тогда люди, которые уже давно забыли дорогу в театр, перестали бы считать его искусством отвлеченным, не имеющему никакого отношения к нашей действительности.
| |