|
Владимир Кузюткин сейчас нарасхват. Чего стоит хотя бы его сегодняшний график: в 10 утра встреча с руководством, потом две подряд пресс-конференции в студиях главных телеканалов страны, встреча с министром спорта, после которой нашу волейбольную сборную ждут еще и в Кремле, у президента России.
«Я испытываю смутное чувство вины, - шутливо втянув голову в плечи, шепотом признается этот удивительный человек, дебютировавший на чемпионатах мира в... 62 года и повергший в финале олимпийских чемпионок, сборную Бразилии. - Даже хочется спросить себя: "Что ты наделал?!" Не было у меня намерения привносить такое беспокойство в жизнь своего народа и своего правительства! Теперь ради встречи с нами президент вынужден отрываться от важных государственных дел. Я думал, нашей победе обрадуются тысячи, оказалось - ей рады миллионы. Но если скажу, что мне это неприятно, то выступлю, как ханжа!».
КОНСПЕКТЫ ПО-ТУРЕЦКИ
- Владимир Иванович, как вы умудрились до 62 лет оставаться почти неизвестным широкой публике? Каково это - чувствовать в себе дар и не получать возможности реализовать его? От этого можно сойти с ума. Мне так кажется. Ведь невозможно в финале чемпионата мира обыграть Бразилию случайно!
- С ума я не сходил. Даже не буду произносить слово «разочарование». Потому что упрямо считаю, что светлого в моей жизни все равно было больше, чем темного. Но вы правы. Есть одна неоднозначная тема! Десять лет, прожитые в Турции. Десять лучших лет, когда я был на пике тренерской формы и столько всего мог сделать для России! Вот об этом спокойно думать не могу. Уезжал я туда как бы ненадолго, с одной целью. А пришлось остаться на годы. Из-за некоторых людей, сыгравших негативную роль. Не хочу называть их имена, но многие поймут, кого я имею в виду.
- Это время вы вычеркнули из своей жизни?
- Ни в коем случае! За турецкие сезоны мне не стыдно. Турция была одной из волейбольных стран того времени наряду с Италией, по крайней мере, на клубном уровне. И все десять лет я был либо чемпионом, либо призером. Мои команды играли в финалах еврокубков. Тренировал сборные - и мужскую, и женскую. Дважды признавался лучшим иностранным тренером страны. Турцию могу назвать своей второй родиной.
- Турки - страстный народ. За поражения там судят на уровне парламента, как судили недавно Хиддинка.
- После поражений там находят причины в ком угодно, только не в себе. Это точно. Но мы тут ничем от турок не отличаемся! Мы - те же «турки» в спорте. Всегда ищем причины не там, где они лежат. И верим в них. Свято!
- По-турецки говорите?
- Еще недавно тренерские конспекты на турецком писал.
- Верное средство против шпионов?
- (Смеется.) Да нет! Чтобы язык не забыть. Я довольно быстро ассимилировался, уже через полгода легко объяснялся на турецком. А через пару лет свободно говорил и давал интервью. И был единственным иностранным тренером, без проблем дававшим интервью по-турецки.
- Когда вас назначили тренером женской сборной России два года назад, вас никто даже не поздравил.
- Не нашлось такого оптимиста. Все мне сочувствовали. Открытым текстом интересовались: «Зачем тебе это нужно? Что тебе не жилось спокойно?». Я не обладал тогда красноречием. Сказал: «Поживем - увидим». Пожили. Увидели. А путь наверх лежал на поверхности, как он сейчас лежит на поверхности у мужской сборной.
- Вы его разглядели не сразу. Сначала был провал на чемпионате Европы в Польше.
- Тот чемпионат Европы для меня не показатель! Это показатель для моих врагов. Ну... ладно, не врагов - недоброжелателей. Вот для них это козырная карта! А мне смешно. При чем здесь чемпионат Европы?! Там не было сборной команды России - ее еще не существовало! Был каркас, набросок. Там была не здоровая, а очень больная Наташа Сафронова. Не было Любы Соколовой, Перепелкиной. Была молодая Кошелева. Два месяца всего тренировавшаяся перед этим Катя Гамова, хотя и сыгравшая блестяще. Когда мне начинают этим тыкать, я даже разговаривать не хочу. Я готовил команду к чемпионату мира. Вот по этому поводу все упреки приму. Там тренировался полный состав. Без скидок!
- На чемпионате мира вы не проиграли ни одного матча, а в полуфинале и финале последовательно опрокинули двух тренеров с титулами олимпийских чемпионов.
- Я на титулы не смотрю. Это не моя цель - побеждать тренеров. Я и фамилии некоторые не знаю. И не учу. Пусть они учат мою фамилию.
КАРНАВАЛЬНЫЕ ШТУЧКИ
- А Жозе Гимараэша хоть узнаете при встрече?
- Да узнаю, конечно! Но играем мы против команд. И одну из этих команд я обыграл просто легко. Американок. Хотя считаю эту сборную самой перспективной. С их скамейкой, с игроками, которые еще не влились в состав, - это очень грозный соперник. Но сейчас они проиграли еще и матч за третье место - а это провал. Так что в данный момент обсуждать тут нечего. Могу поаплодировать команде Японии. Вот они играют в волейбол! А во что играют все остальные, я не понял.
- Именно японки?
- Японки показывают волейбол - с защитой, нападением, все присутствует. Нет ничего половинчатого. Техника на высочайшем уровне. Счастье для всего мира, что они на голову ниже остальных! Иначе все команды мира играли бы только за вторые места. А за первое играла бы лишь Япония.
- Это правда, что в финале бразильянка Шейла кричала: «Баби сдавайса!»? Явно домашняя заготовка!
- Я не слышал. Был занят другим. Для меня важно было, чтобы мои девочки точно выполнили установку на пятый сет. И это была моя «домашняя заготовка».
- В чем она заключалась?
- Боюсь, это будет не очень понятно неспециалисту... Но давайте попробую. Я сказал, что в этой партии запрещаю ставить блок во всех местах, кроме одного. Просто запрещаю и все. Пока противник додумается и разгадает, что происходит, уже будет 15 на табло. Так и вышло. Но только в этой партии. Не во всей игре. Там были сплошные волны и нервы. И такие игры легко не играются и играючи не выигрываются. Это чемпионат мира. А что до криков Шейлы или их послематчевых комментариев... Бразильянки вышли на нас, как на врагов. Такая агрессия! Противодействие Бразилии и России идет давно. И будет продолжаться еще долго. Это уже непримиримое противостояние двух школ, двух сильнейших команд в мире. Друзьями на площадке мы никогда не станем.
- А вне ее?
- А вне ее тем более не дружим. Этого они не хотят. Русская душа - мягкая. Но когда я, например, увидел их самбу или румбу в прошлом году на «Гран-при»... Я сказал девочкам: «Я этого никогда не забуду». Как они со своими традиционными карнавальными штучками, обыграв нас, на пьедестал поднимались... «А теперь, - сказал я, - вы поднимитесь на первую ступеньку так же, как делали это они!».
- Карнавальные штучки содержали оскорбительные движения?
- Я бы не стал так утверждать. Они просто праздновали по-своему... Видимо, я просто органически не выношу вида торжествующего соперника! Мне ближе и приятнее, когда это делает моя команда.
- После игры бразильянки жаловались на судейство и уверяли, что их обыграла не сборная России, а одна Гамова.
- Давайте и у них уберем Шейлу. Самую говорящую. И сыграем. Будет тот же результат, а то и еще хуже! 3:0. Но я же так не говорю! Зачем делать гипотезы, не относящиеся к ситуации. Сослагательное наклонение - чушь собачья! И судьи у них оказались виноватыми. 15:11. При чем тут судьи? Судья сделал две ошибки и в их пользу, если уж на то пошло. Я считаю, непредвзято. Ни в отношении нас, ни в отношении их. Я к таким обвинениям отношусь равнодушно. Это не для сильных людей, не для сильной команды. Пусть это останется на их совести.
| |