|
В Варшаве завершился фестиваль русского кино «Спутник над Польшей», который в очередной раз подтвердил нерушимость российско-польской кинематографической дружбы. Одно из ее проявлений - классик мирового кино, режиссер Ежи Гоффман («Потоп», «Пан Володыевский», «Огнем и мечом»). Мастер провел детство в Сибири, а молодость - в Москве. Сегодня он работает над новым фильмом - «Варшавская битва. 1920 год». Обозреватель «Известий» навестила пана Гоффмана в его монтажной студии в Варшаве. Режиссер предложил надеть модные очки в формате 3D и показал небольшой отрывок. Эффект присутствия на поле битвы был впечатляющим
В Варшаве завершился фестиваль русского кино «Спутник над Польшей», который в очередной раз подтвердил нерушимость российско-польской кинематографической дружбы. Одно из ее проявлений - классик мирового кино, режиссер Ежи Гоффман («Потоп», «Пан Володыевский», «Огнем и мечом»). Мастер провел детство в Сибири, а молодость - в Москве. Сегодня он работает над новым фильмом - «Варшавская битва. 1920 год». Обозреватель «Известий» навестила пана Гоффмана в его монтажной студии в Варшаве. Режиссер предложил надеть модные очки в формате 3D и показал небольшой отрывок. Эффект присутствия на поле битвы был впечатляющим.
известия: Почему для своего нового фильма вы выбрали такой формат?
ежи гоффман: Мы первыми в Европе снимаем полноценное 3D-кино на натурных площадках, а не на «зеленом» экране, как снимают обычно фантастические фильмы. Даже телевизоры уже выпускают в формате 3D! Так почему те, кто снимает кино, должны упорствовать?
и: Вы решились на эксперимент, когда технологии еще не отработаны.
гоффман: Это же так интересно! Я рад, что согласился с предложением нашего оператора - классика польского и голливудского кино Славомира Идзяка («Декалог», «Падение черного ястреба», «Гарри Поттер и Орден Феникса». - «Известия»). Зрелище в формате 3D смотрится очень эффектно. Если основная масса посетителей кинотеатров - а это люди в возрасте от 14 до 25 лет - уже привыкла к такому формату, то и я должен ему соответствовать. Я отвечаю перед инвесторами за кассовые сборы. По возрасту я уже дедушка, но это вовсе не означает, что я должен снимать «дедушкино» кино.
и: Вы сказали об ответственности перед инвесторами. Расшифруйте, пожалуйста.
гоффман: Тогда придется вспомнить опыт 1990-х годов, когда мы с моим продюсером Ежи Михалюком задумали экранизацию первого романа из трилогии Сенкевича «Огнем и мечом». Во времена Варшавского блока этого сделать не могли по политическим причинам - власти боялись обидеть советскую Украину. Но блок пал, цензура - тоже. И государственное финансирование вместе с ними. А я всю жизнь мечтал снять «Огнем и мечом». И тогда мы с Ежи заложили свои квартиры, дачи и по автомобилю в придачу. Банк суммы выдавал строго по расписанию и еще строже следил за расходами. И надо было успеть снять и закрыть смету к определенной дате, иначе шли штрафы. Испытание рынком было жестким, но мы с Ежи - двое «дедушек» - пригласили в съемочную группу молодых профессионалов и не ошиблись. Через шесть недель проката банк прислал письмо, что мы ему уже ничего не должны.
и: После фильма «Огнем и мечом» Александра Домогарова в Польше признали звездой.
гоффман: Потрясающей харизмы и таланта актер. Он у нас стал национальным героем. И в моем новом фильме он играет яркую роль русского казака.
и: Почему вы обратились к событиям 1920 года? Говорили, что вы пишете сценарий о своем детстве в Сибири.
гоффман: Да, я сделал несколько вариантов сценария, но никак не получалось складывать занимательные истории в единое целое. Неожиданно ко мне обратились бизнесмены и предложили поработать над темой варшавской битвы. Предложили деньги и на подготовительный период, и на создание сценария. Потом с финансами подключился киноинститут Польши, добавила денег и моя кинокомпания. Сейчас идет монтажный период. Премьера намечена на 19 сентября 2011 года. Приглашаю заранее.
и: Спасибо. Но вы не боитесь, что в России ваш фильм о походе Тухачевского на Варшаву будет воспринят неоднозначно? Пану Вайде за «Катынь» досталось...
гоффман: Мы с моим соавтором Ярославом Соколом использовали все открытые документы. Поход был? Был. Тухачевский не смог выполнить указ Ленина? Не смог. Планы о всемирной революции были остановлены на какое-то время? Были. И речи Троцкого, Дзержинского, Сталина в нашем фильме аутентичные. Но я не снимал документальное кино. Просто жизнь большинства героев проходит на историческом фоне. Одну из героинь по имени Софья Николаевна играет ваша красавица Ольга Кабо . В фильме также есть персонажи, подсказанные прозой Бабеля, Шолохова. У нас в Польше тоже говорили: мол, в России сняли антипольский фильм «1612». Я его посмотрел и убедился: ничего «анти» в нем нет. Как ничего «анти» не будет в моей картине. Я вырос в Сибири и не могу снимать антирусское кино.
и: Как же ваша семья оказалась в Сибири?
гоффман: Мы жили в городке Горлице, близ границы с Чехией. В 1938 году случился мюнхенский сговор. Мои родители, зная, что несет с собой фашизм, переехали на восток Польши - в город Тернополь. В 1939 году туда вошла Красная Армия, и оказалось, что мы уже не в Польше, а в советской Украине. Когда началась ссылка в Сибирь, наша семья попала в эти списки. Слава богу, нас вывозили летом. Но случился в моей жизни великий парадокс. Из нашей «сибирской» ветви мы потеряли лишь четверых, а из той ветви, что осталась в Польше, больше двадцати человек погибли в немецких концлагерях.
и: В СCCР вы вернулись в 1950 году - учиться. Cоветский режим вас не пугал?
гоффман: Все нечеловеческое, жестокое и неимоверно злое было со стороны властей, а не людей. Благодаря отношению к нам простых людей наша семья смогла выжить в Сибири и вернуться на родину. И потому, уезжая в Москву, я не опасался ничего и никого.
и: Я училась во ВГИКе в 1980-е годы. И слышала о вас много легенд. Например, о том, как вы, извините, перепили своего педагога Владимира Белокурова, исполнителя роли легендарного летчика Валерия Чкалова.
гоффман: Это быль. Владимир Вячеславович сам подошел ко мне и спросил: «Вы тот поляк, о котором говорят, что может хорошо выпить?». И пригласил меня в ресторан «Советский», бывший «Яръ», в котором сохранилась старая роскошь. И еще были официанты, служившие с царских времен. Мы с Белокуровым пошли в бар ресторана, и он мне предложил: «Пьем по СПГ - так тогда называли 150 грамм, крутимся на барных стульях, а затем ударяем друг друга по плечу. Кто первый свалится - тот и платит». Белокуров знал, что я, как иностранец, получал стипендию большую, чем сталинский стипендиат. После четырех СПГ я одолел Владимира Вячеславовича. Юность победила. После этого вечера я пользовался у Владимира Вячеславовича огромным уважением. Он водил меня по ночной Москве, показывал старые притоны и подпольные кабаки. Пили пиво и ели раков. Даже к цыганам в Химки ездили. Там была прекрасная кухня. А как они пели!
и: Такое было в сталинской Москве?!
гоффман: Да. До 12 ночи рестораны стали работать только при Хрущеве. А до того были открыты до утра. Правда, туда мало кто ходил. Для советского человека это считалось неприличным. Но иностранцы бывали.
и: Что еще запомнилось вам из московской жизни?
гоффман: Похороны Сталина. ВГИК шел в колонне полным составом. Но на Трубной площади, которую потом долго называли «трупной», случилась давка. И я с Эдиком Скужевским и еще с одним студентом из Венгрии пошли в сторону улицы Горького. Венгр был в огромной шапке, Эдик в смешной шляпе, я в офицерских польских сапогах, в тренче, но с красным галстуком. И стали говорить солдатам, которые стояли в оцеплении, что «ми бить делегация, но отсьтать-потерьяться, а нам сказать, что не нада ходьить туда, где тольпа, а идьти, где неть тольпы». Так дошли до Колонного зала Дома Союзов. Неожиданно ряд офицеров расступился - и нас пропустили! Мы прошли среди венков, подошли к гробу. Все прожекторы на нас, кинорепортеры снимают. В Красногорском архиве должны эти пленки быть. Но когда вышли, дали драпака - аж пятки сверкали. Было страшно, что поймают, разоблачат.
и: Москва - не только воспоминания о боевой молодости...
гоффман: Да, главное - люди, с которыми меня свела судьба. Один из таких счастливых моментов - дружба с Владимиром Высоцким. Когда Володя ехал в Париж через Варшаву, останавливался у меня дома. Мне так жалко, что не случился наш совместный с Володей и Даниэлем Ольбрыхским кинопроект о трех летчиках.
и: А что с вашей документальной эпопеей «Украина. Становление нации»?
гоффман: На Украине дважды пытались купить наше кино, но в процессе переговоров менялись власти, и наш фильм не совпадал с политической ситуацией. Я не мог хвалить «оранжевую революцию», которая обманула своих избирателей.
и: Поделитесь секретом вашей неисчерпаемой энергии.
гоффман: Я - сибиряк. В Польшу вернулся в тринадцать лет настоящим мужиком, пережившим поножовщину и познавшим вкус спирта, табака и женщины. Лучший пример того, что есть Сибирь, можно найти на одном из варшавских кладбищ. Там захоронены повстанцы 1863 года, которые вернулись на родину после сибирской ссылки. Возраст самых младших погребенных - 80-85 лет. Остальным больше 90, а то и за 100. Сибирь закаляет характер, тело, душу. Жить и работать еще предстоит долго. Мне всего лишь 78.
«Спутник над Польшей» подвел итоги
Жюри под руководством режиссера Анджея Жулавского посмотрело 15 конкурсных картин (всего на фестивале в различных программах было представлено 160 лент). Первое место получил фильм Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину». Второе - «Похороните меня за плинтусом» режиссера Сергея Снежкина. Третье - картина Игоря Волошина «Я» (денежное выражение наград соответственно 6, 3 и 2 тыс. евро). Приза зрительских симпатий, а также награды и 3 тыс. евро от телеканала «Война и Мир» удостоена картина «Похороните меня за плинтусом».
| |