|
Верховная рада утвердила первые пять разделов Налогового кодекса, касающихся администрирования и ключевых налоговых платежей. Поправки депутатов, не согласованные профильным комитетом, в сессионном зале также не нашли поддержки: например, из 730 спорных поправок к принципам налогового администрирования депутаты учли всего три.
Вчера парламент приступил к рассмотрению проекта Налогового кодекса (законопроект #7101-1) во втором чтении. К документу поступило 4879 поправок, из них комитет по вопросам налоговой и таможенной политики учел 2333, заявил с трибуны Верховной рады председатель комитета Виталий Хомутынник (Партия регионов). После этого депутаты начали голосовать по каждой из отклоненных поправок (их набралось 2546), а также рассматривать замечания, учтенные частично или по сути, если этого требовали их авторы. Принятие документа усложняло и то, что Рада голосовала не только за поправки, но и отдельно за каждую статью кодекса, которых в документе 340.
«Общие положения» Налогового кодекса депутаты рассматривали четыре часа, а приступить к нормам администрирования налогов смогли только после двухчасового перерыва - около 16.30. Большая часть предложений «БЮТ-Батькивщины» и «Нашей Украины--Народной самообороны» были отклонены, но спустя некоторое время многие депутаты этих фракций уже не настаивали на их рассмотрении. Рада все же изменила первоначальную редакцию кодекса. Во втором разделе «Администрирование налогов, сборов (обязательных платежей)» депутаты учли всего три поправки представителей Партии регионов (ПР). В частности, предложение господина Хомутынника о бесплатном предоставлении налоговыми органами консультаций и разъяснений о конкретных нормах налогового законодательства.
Парламент одобрил порядок предоставления консультаций, предложенный Ириной Гориной (ПР). Индивидуальная консультация будет предоставляться устно и письменно, а в случае если она противоречит нормам законодательства, налоговики предоставят разъяснения, которые они могут давать самостоятельно, размещая их в электронном виде, если к ним поступает большое количество похожих обращений. Они будут утверждаться Минфином и регистрироваться Минюстом. Если разъяснения или консультации будут признаны ошибочными или отменены, то плательщика, действовавшего на их основании, нельзя будет привлечь к ответственности. Юрий Воропаев (ПР) предложил уравнять юридическую силу консультации и разъяснения: «Разъяснение утверждается приказом налоговой и регистрируется Минюстом. И его можно обжаловать в суде, а консультация как документ нигде не регистрируется, и обжаловать ее невозможно. Я предлагаю уравнять их». Против выступил Виталий Хомутынник: «Эту позицию мы учли по сути, однако предлагаю принять ее в другой редакции. Ведь это может привести к тому, что консультации станут обязательными к исполнению и перестанут носить рекомендательный характер». Несмотря на реплику председателя комитета, депутаты поддержали эту поправку. В 19.00 рассмотрение статей раздела завершилось.
В связи с тем что парламентарии решили работать до 22.09, поздно вечером они приступили к голосованию по замечаниям к разделам «Налог на прибыль предприятий», «Налог на доходы физических лиц» и «Налог на добавленную стоимость». Все предложения по улучшению этих разделов депутаты игнорировали, одобряя статьи кодекса без изменений. «Мы отклоняем множество важных поправок, но я хочу подчеркнуть, что за кодекс, предложенный в первой редакции, голосовать нельзя. Такое законодательство погубит бизнес в стране»,-- обратился к министру финансов Федору Ярошенко, представителям правительства и депутатам Анатолий Кинах (ПР). Завершить беспроблемное принятие оставшихся 14 разделов парламент планирует в четверг.
Мария Цатурян
| |