|
Реформа Вооруженных сил подразумевает и качественное изменение офицерского корпуса. Во-первых, в обновленной армии офицеры должны владеть новыми профессиональными навыками (к примеру, уметь пользоваться самой современной техникой). Во-вторых, у них должны появиться четкие мотивы к прохождению службы
- Не представляете, с какой проблемой мы столкнулись при назначении командиров бригад, - признался как-то министр обороны Анатолий Сердюков . - Предлагаем подпадающим под сокращение офицерам московских главкоматов командные должности в войсках, а они ехать не хотят. Даже не потому, что людьми никогда не руководили. У них мотивация службы совсем иная. Офицер перестал быть лидером, у него нет амбиций.
- Если мы говорим, что армия это элита общества, то офицер должен быть его вершиной, - считает директор Института политического и военного анализа, а в прошлом офицер Генштаба Александр Шаравин. - Должны измениться взаимоотношения между самими военнослужащими, офицерами и государством, офицерами и обществом. Прежде всего должен измениться их уровень образования. На мой взгляд, все офицеры должны обладать высшим уровнем гуманитарного образования.
Восстановление офицерских амбиций - одна из целей армейских преобразований. «Растить офицера» надо начинать буквально со школьной скамьи. В рамках реформы военного образования, по словам заместителя начальника Главного управления кадров Минобороны Тамары Фральцовой , в военных училищах уже начался процесс формирования личной ответственности и самодисциплины будущих офицеров. Все начинается, казалось бы, с банального нововведения - отмены «казарменных» принципов обучения, когда курсант не имел права свободного выхода в город после окончания занятий. Теперь слушатель, как и обычный студент, вполне может самостоятельно решать, нужно ему идти на лекцию или нет. Но у этой свободы есть и обратная сторона - неудовлетворительная итоговая оценка хотя бы по одному предмету в семестре будет означать автоматическое отчисление из вуза. А если это произойдет на 4-5-м курсе, то курсант еще и будет вынужден вернуть Минобороны деньги, потраченные на его обучение.
Новые меры уже принесли первые результаты.
- После принятия такого решения у нас качественная успеваемость по линии учебных заведений возросла до 70% - это очень хороший показатель, в «массовой» школе такого показателя нет, - заметила Тамара Фральцова.
Минобороны намерено и дальше продолжать борьбу за успеваемость курсантов. Например, вполне возможно, что в скором времени в системе военного образования появится рейтинговая соревновательная система, при которой курсантам придется постоянно набирать какое-то количество баллов. Нужно это для того, чтобы после выпуска рассчитывать на получение первичной командирской должности в войсках.
- Например, у нас в войсках есть 5 тысяч командирских должностей, а выпускников у нас 15 тысяч, - говорит Фральцова. - Вот пусть и борются за то, кому они достанутся. Остальные просто получат бесплатное высшее образование. И это справедливо.
Рейтинговая соревновательная система внедряется и в войсках. Все офицеры, занимающие командные должности - от взводного до руководителей Оперативно-стратегических командований, - пройдут в ближайшие два-три года ускоренные курсы переподготовки и усовершенствования. Кстати, три новых командующих ОСК закончили на днях переподготовку в Академии Генштаба, где им читали лекции и проводили с ними практические занятия.
- Офицер должен быть управленцем высокого уровня, - уверен Шаравин. - Должно измениться его денежное содержание. И, на мой взгляд, оно должно быть жестко привязано к воинскому званию и должности.
Два года назад Минобороны ввело премиальную систему выплат, по которой лучшим из лучших ежемесячно дополнительно к денежному довольствию выплачиваются премии от 35 до 150 тысяч рублей. С 2012 года, когда численность армии будет оптимизирована, премиальная система станет распространяться на все категории военнослужащих.
| |