|
В Историческом музее Москвы открылась выставка гравюр «Русский исторический портрет». На ней собраны работы лучших граверов России и Европы. Уникальные изображения иллюстрируют историю России от времен Петра Великого до века Екатерины II.
Эти смешные, будто вырезанные из картона человечки, - русский император Павел I и его немецкие родственники, встречают новый 1783 год при дворе австрийского императора Иосифа II. После рождения у Павла двух сыновей Александра и Константина его мать - Екатерина II - забирает наследников на воспитание, а самого Павла вместе с супругой отправляет в длительное путешествие по Европе. Фактически это попытка изгнания, и Павел это понимает - видно по выражению его лица на гравюре.
«Сам Павел Петрович сидит и беседует с матерью жены, - поясняет куратор выставки Елена Иткина. - Мария Федоровна беседует с отцом, вокруг - придворные. Иногда спрашивают, почему по свету выделяются контуры вокруг голов. Это не дефект раскраски, а это следствие того, что головки были вставлены, вмонтированы, а затем вся доска была догравирована, чтобы получилась групповая сцена».
Рассматривать выставку гравюр в Историческом музее - что листать семейный фотоальбом русских императоров. 11-летний наследник Павел Петрович еще не знает, что ему суждено править всего пять лет и погибнуть, как шутили в то время, от «апоплексического удара табакеркой в висок». Его мать Екатерина II на гравюрах чаще всего предстает в профиль. Свой профиль императрица считала очень выразительным и была не против, когда граверы еще и ретушировали морщины - Екатерина таким образом «сбрасывала» лет 10.
До подданных их величеств образ монарха доходил примерно в таком же виде, как сегодня образ модели с рекламного буклета после обработки в фотошопе. «Это своего рода масс-медия - гравюры, - считает научный сотрудник ГИМа Анастасия Васильченко. - Гравюра - возможность увидеть лица царей, правителей».
Главное отличие гравюры от живописных портретов - возможность тиражирования. Выбирались наиболее удачные с точки зрения самих монархов полотна, которые копировались гравером на металлическую доску, а затем изображение переносилось на бумагу.
«Создается печатающая матрица за счет углубления, - продолжает Анастасия Васильченко. - Сам рисунок заглубляется ниже основного фона доски. Оттиск будет обратный. Если вы гравировали влево, то на оттиске будет профиль вправо. И гравер должен обладать абстрактным мышлением, то есть должен мысленно всегда переворачивать лист, когда гравирует свою композицию».
На выставке также представлены портреты тех, кого сами власть предержащие предпочитали не видеть. Емелька Пугачёв - осужденный и приговоренный, жить ему осталось недолго, но еще долго после смерти народного бунтаря будут продаваться гравюры с его изображением. Выставка заканчивается XIX веком, а уже в XX - функции гравюры полностью взяла на себя фотография.
| |