|
20 лет статусу. В Москве отмечают юбилей включения Кремля и Красной площади в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно положение особо охраняемого объекта уберегло «сердце России» от всевозможных перестроек и переделок как в советское время, так и в последние годы. И, главное, оно до сих пор позволяет музейщикам делать сенсационные открытия.
Кремль и Красная площадь первыми из еще советских памятников истории и культуры вошли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, который, как Охранная грамота, гарантирует неприкосновенность: нельзя перестраивать, нельзя переделывать, нельзя искажать. Можно изучать, реставрировать, показывать туристам.
«В 20-е годы были снесены монастыри, которые находились на территории Кремля. Если бы в то время существовали списки культнаследия ЮНЕСКО, и Кремль был в составе, то, думаю, этого произойти не могло бы», - говорит генеральный директор государственного историко-культурного музея-заповедника ''Московский Кремль'' Елена Гагарина.
На открывшейся в Москве научной конференции музейщики делятся опытом сохранения, защиты памятников. Сотрудникам Музеев Московского Кремля есть что показать. Из последнего - находки, обнаруженные в основании Благовещенского собора. Северный тамбур, главный вход. Ступени здесь оказываются ниже метра на два.
«В этих стеклянных окошках можно видеть реальный, первоначальный уровень этого крыльца...и этих колонн раньше было не видно, они были скрыты под толстым слоем цемента», - говорит заведующая отделом реставрации памятников архитектуры музея-заповедника «Московский Кремль» Татьяна Крашенинникова.
Теперь видно, добавляет реставратор, как выглядел Благовещенский собор в конце XV века. В то, что он - третий на этом месте, ученым долго не верилось. Получалось, что первый, расписанный самим Рублевым, простоял всего 11 лет. Его разобрали и построили новый. Из белого камня. Затем - кирпичный.
Домовый храм московских великих князей и царей. Часть единого целого под названием Соборная площадь, где все церкви между собой объединены. Во время венчания на царство монарх выходил из Южных врат Успенского собора, направлялся в сторону Архангельского храма, чтобы поклониться гробам своих предков, затем через Благовещенский собор возвращался в покои.
Не так давно были раскрыты и фрески на лоджии Архангельского собора. Монументальная живопись середины XVI века, времена Ивана Грозного .
Сохранился рисунок, так называемые графьи: эскиз на затвердевшей штукатурке. Здесь впервые проиллюстрирована легенда о том, как князь Владимир завоевал Корсунь, победил византийского императора и потребовал в жены греческую царевну. Это событие времен минувших вспомнили во времена Ивана IV.
«Венчался на царство Иван Грозный, которому надо было доказать свое положение всей Европе, всем соседям... Вспомнили об этой легенде, и она даже фигурировала в дипдокументах как один из аргументов, подтверждающих право на венец Ивана IV», - рассказала заведующая сектором живописи музея-заповедника ''Московский кремль'' Татьяна Самойлова .
Фрески - как эпиграф ко всей росписи собора, добавляет специалист по живописи. Архангельский храм был усыпальницей. Здесь хоронили всех, кто принадлежал царской династии по мужской линии.
Следующий на очереди в реставрационном списке - главный храм Москвы, Успенский. С его создания и началось возведение ансамбля Соборной площади. По плану следующего года в порядок будут приведены своды, чердак, кровля. Окна, изготовленные тридцать лет назад, будут заменены.
| |