|
Во вторник мусульманский мир отметил праздник Курбан-Байрам. Наряду с невероятным скоплением народа у мечетей внимание прохожих привлек обряд жертвоприношения. Животных резали на глазах у всех, причем зачастую в общественных местах: на улицах, во дворах и даже поблизости от детских садов. Обязателен ли обряд жертвоприношения и где его надо проводить, узнавала корреспондент радио «Вести ФМ» Ольга Беляева.
Беляева: Курбан-Байрам - самый значительный мусульманский праздник, который длится три дня. Знаменует окончание Хаджа -паломничества к святым местам ислама. По-другому он называется праздником жертвоприношения в память пророка Ибрахима. Жертвенное животное - а это может быть верблюд, корова или баран - режется накануне, мясо, как правило, раздают бедным мусульманам. Приверженцы ислама объясняют, что таким образом они становятся ближе к Аллаху. Обряд жертвоприношения обязателен, пояснил нам историк, специалист по исламу Ахмед Ярлыкапов. Но дело не в обряде, а в месте его проведения.
Ярлыкапов: Поскольку это религиозный обряд - приношение жертвы Богу, он будет производиться. Но то, что происходит каждый год в Москве, это, конечно безобразие. Недопустимо, чтобы на улице на глазах у всех этот обряд исполнялся.
Беляева: В этот день празднующие неприятно удивляли граждан во многих городах. Так, во Владивостоке мусульмане резали животных в непосредственной близости от детского сада, в Твери несколько грузовиков с баранами расположились рядом с Католическим костелом и поликлиникой. И даже в Москве мясом жертвенных животных торговали не на территории мечети, а на близлежащих улицах. Виноваты власти, уверен политолог Максим Шевченко .
Шевченко: Например, у синагоги доже животных забивают. Никто - ни русский, ни мусульманин, ни башкир, ни бурят не имеют право нарушать санитарные нормы и нормы торговли в городах. Но у меня вопрос к городским властям - контроль должны осуществлять они.
Беляева: Любое массовое мероприятие, будь то митинг, шествие или религиозный праздник, должны проходить в строгом соответствии с законом, уверен депутат, руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков.
Клычков: Последние события дают дополнительный толчок для привлечения внимания исполнительной власти. Мы учимся на своих ошибках. Надеюсь, будут проведены переговоры с представителями религиозных организаций, чтобы подобные события не стали традицией в таком виде, как они проявляются, чтобы были созданы условия для их проведения в цивилизованном виде.
Беляева: Кстати, есть примеры цивилизованной организации праздника жертвоприношения. В Петербурге несколько совхозов - в Шушарах, Дибунах, Ропше - имеют разрешение на забой животных. Баранов туда привозят из соседних регионов - Псковской и Новгородской областей, проверяют ветеринарные службы, а режут по всем правилам ислама - после молитвы.
Сторонники ислама напоминают православным, что у них тоже есть традиция резать свиней и кур. Но это, скорее, факт давней деревенской истории, современная цивилизация давно ушла от этого, напоминает президент Института религии и политики Александр Игнатенко .
Игнатенко: Подавляющее большинство - это выходцы из Таджикской, Киргизской, Узбекской, Казахстанской, Афганской глубинки. Они привыкли у себя дома именно так отмечать праздник жертвоприношения, именно так резать баранов. Это перенос деревенских привычек из центральной Азии в столичный город.
Беляева: Ни в коем случае не ущемляя права верующих и не оскорбляя чувства представителей других конфессий, надо просто переводить события в корректные рамки, считает политолог Александр Дугин .
Дугин: Например, Сабантуй в Казани празднуется очень деликатно. Отводятся определенные площадки - даже в Казани! Чтобы верующие могли осуществлять свои ритуалы, не затрагивая чувств представителей других конфессий.
Беляева: Праздничное столпотворение верующих у мечетей свидетельствует об их численном недостатке. И то, что мусульмане молятся, расстилая коврики прямо на газонах, можно понять. Но когда здесь же происходит пусть и религиозное, но нецивилизованное и отталкивающее действо, это повод вмешаться светским властям и навести порядок.
| |