|
Государство в 2011 году направит на дорожное хозяйство на 50 млрд рублей больше, чем в 2010 году, сообщил вице-премьер России Сергей Иванов. Добавка, казалось бы, выгладит вполне солидно, но она всего лишь покрывает инфляцию.
По словам вице-премьера, если в нынешнем году объем вложений должен составить 580 млрд рублей, то в следующем ожидается на уровне 630 млрд рублей, что на 8,6% больше. Сергей Иванов признал, что дорог все равно не хватает, а плохая транспортная инфраструктура сдерживает развитие экономики. При этом он подчеркнул, что государство не намерено сокращать траты на развитие дорожной сети даже при начале привлечения частных инвестиций в эту сферу.
Значительная часть средств пойдет из Федерального дорожного фонда, который создадут тогда же - в 2011 году. Базовый объем средств в нем в следующем году, по подсчетам Минфина, составит 254,1 млрд рублей. Появится и новый источник финансирования: акцизы на топливо. На их долю придется порядка 82,9 млрд рублей.
Справка. Решение о создании Федерального дорожного фонда, образованного по принципу инвестфонда и предназначенного для финансирования строительства и ремонта дорог, было принято в этом году. В первую очередь из фонда будет оплачиваться строительство и содержание бесплатных трасс, а платными займется госкомпания «Росавтодор». Пока фонд может рассчитывать на деньги, которые заложены на дороги в бюджете, но Минтранс предлагает зачислять в него напрямую часть налогов, например, транспортного, акцизы на топливо и даже импортные пошлины на автомобили и шины. Решения о зачислении в него налогов напрямую должны быть приняты дополнительно.
В 2010 году сумма, потраченная на строительство трасс, составила 274 млрд рублей, еще 200 млрд пошло на их содержание. Сколько денег будет конкретно направлено на строительство и ремонт дорог в будущем году, Сергей Иванов не уточнил. Ранее речь шла о 387 млрд рублей (+20%), из которых на капитальный ремонт в республиканских и областных центрах будет выделено 50 млрд рублей. Правда, получается, что даже многие крупные субъекты получат буквально крохи. Например, пятая по численности населения в России 4-миллионная Свердловская область на эти цели получит около полутора миллиардов.
С формальной точки зрения выходит, что федеральное правительство увеличивает объемы финансирования дорожного строительства, и доля затрат бюджета на автодорожную отрасль будет увеличена. Но 8,6% - это увеличение трат примерно в пределах инфляции , которая по итогам нынешнего года составит, по официальным прогнозам, все те же примерно 8%, и вряд ли серьезно уменьшится в предстоящие 12 месяцев.
Дорожное строительство в течение многих лет сокращалось. Глава «Росавтодора» Анатолий Чабунин заверял, что в 2010 году ведомство планирует ввести в строй более тысячи километров новых федеральных дорог. Около 400 километров новых автодорог будут построены с нулевого цикла, еще 600 - станут завершением автодороги Чита-Хабаровск. Но, к примеру, в Москве при потребности в магистралях на уровне 500 км в 2010 году введут только 13,4 км дорог.
Между тем, по планам Минтранса, до 85% сети федеральных автодорог будут приведены в нормативное состояние к 2015 году за счет средств Федерального дорожного фонда, объем которого возрастет с 377 млрд рублей в следующем, до 408 млрд рублей в 2013 году. Его создание, как обещал глава Минфина Алексей Кудрин , позволит за 10 лет довести основные дороги до европейского уровня. А всего за 5 предстоящих лет должно быть построено 14 тысяч км новых дорог.
«Увеличение затрат и то, что это заявляется теперь как один из приоритетов, - это хорошо. Но вспомним, что даже если не говорить о качестве, у нас себестоимость строительства в 3 раза выше, чем в сопоставимых по климату странах ЕС и в 8 раз - чем в Китае», - комментирует BFM.ru гендиректор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. По его мнению, дорожную проблему моментально решить не удастся, что очевидно. Тем более, когда из выделенных средств разворовывается примерно половина, дополнительные 50 млрд испарятся аналогично. «Одновременно Сергей Иванов должен был бы причислить к приоритетным задачам меры по контролю за расходованием средств. А так, при формальном подсчете получается, что если увеличение финансирования будет идти такими же темпами, то 14 тысяч км за 5 лет построить удастся, но на деле, с учетом распила, построят не более половины этого километража», - считает Сергей Пятенко.
Эксперт считает, что, во-первых, надо наладить контроль за выделяемыми средствами, а во-вторых, допустить к работам западных и восточных конкурентов наших дорожников. «Уверен, что если половину заказа на реконструкцию и модернизацию бетонки вокруг Москвы отдать европейским компаниям, то сравнение покажет, что они сделают все работы в разы дешевле и намного качественней», - заключил Сергей Пятенко.
«Сколько реально удастся построить дорог - зависит от того, каким будет подход к расходованию средств. А также от того, будем ли мы продолжать латать дыры и строить дороги, которые через пару лет уже будут требовать капитального ремонта, или все-таки начнем повышать стандарты строительства и делать дорожное полотно, отвечающее европейским нормам», - согласен руководитель российского подразделения международного транспортно-логистического холдинга AsstrA AG Александр Михеев. По его мнению, полностью исключить хищения средств невозможно, они присутствуют в любой стране и при любом контроле. Но снизить их до несущественного уровня вполне возможно. «Самый плохой вариант, это когда и тот, кто осваивает, и тот, кто контролируют, - работают в сговоре. Этого допускать нельзя».
| |