|
АСТАНА. 19 ноября. КАЗИНФОРМ - Саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) будет иметь историческое значение, если все 56 ее членов вновь подтвердят приверженность основополагающим принципам организации и составят план борьбы с новыми угрозами безопасности, заявил в интервью Central Asia Newswire (CAN) действующий председатель ОБСЕ Канат Саудабаев.
За 11 лет с момента последней встречи на высшем уровне в Стамбуле «произошли поистине тектонические изменения» на карте глобальной безопасности, подчеркнул К. Саудабаев, который также является министром иностранных дел и Государственным секретарем Казахстана.
Новые вызовы подчеркивают необходимость создания дорожной карты ОБСЕ на будущее, заявил Саудабаев в интервью. Она должна касаться вопросов, какой необходимо быть Организации, чтобы отвечать на новые угрозы безопасности, а также указать пути их достижения, сказал он.
Одним из новых вызовов является «международный терроризм в невиданных до сих пор масштабах», сказал Саудабаев. То, что произошло 11 сентября 2001 года, показало, что терроризм не знает границ, добавил он.
Еще один новый вызов - это огромный оборот наркотиков через границы, подчеркнул действующий председатель, отметив, что соседний Афганистан является «одним из основных поставщиков наркотиков на международные рынки».
По словам Саудабаева и других функционеров ОБСЕ, Афганистан, скорее всего, станет темой номер один на саммите из-за его угрозы международной безопасности. Кыргызстан, как ожидается, также не будет обделен вниманием. Планируется, что саммит пройдет 1 и 2 декабря в Астане.
Задолго до того, как Казахстан стал председателем в ОБСЕ 1 января с.г., Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал, что в организацию необходимо вдохнуть новую жизнь, чтобы она была способна иметь дело с изменившейся картиной глобальной безопасности. В компетенцию ОБСЕ также входят экономические и экологические вопросы, «человеческое измерение» и другие вызовы.
Все 56 государств-членов поддержали мнение, что в ОБСЕ необходимо вдохнуть жизнь, говорит К.Саудабаев, вероятнее всего, данный вопрос также войдет в повестку дня.
Также Н.Назарбаев сказал, что хотел бы, чтобы участники саммита смогли выработать механизм для преодоления последствий тяжелого экономического спада, который пережил мир за последние три года.
Другим новым вызовом для участников саммита является возросшая угроза межэтнических конфликтов, сказал Саудабаев. Отношения между этническими группами стали «более напряженными и проблематичными», нежели во времена предыдущего саммита в 1999 году, считает он.
Это присуще даже континентальной Европе, где этнические столкновения некогда были незначительны, но сейчас выросли «из-за нарастающего потока иммиграции», отметил Саудабаев.
Решения по многим новым проблемам должны приниматься на уровне глав государств, заявил он.
Главы 50 из 56 стран Организации подтвердили свое участие на саммите, сообщил Саудабаев. Среди них Президент России Дмитрий Медведев , первый лидер мировой державы, подтвердивший свое участие; канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози.
Вопрос, который волнует всех, - посетит ли мероприятие президент США Барак Обама, став тем самым первым американским президентом, посетившим Центральную Азию. Должностные лица Государственного департамента США уже давно говорят, что это будет зависеть от его графика и от «основной» повестки дня ОБСЕ.
Афганистан, вероятнее всего, будет для Обамы наиболее интересной темой ОБСЕ, на рассмотрение которой Казахстан потратил большую часть времени во время председательства в Организации. Его наиболее важной инициативой стала попытка убедить страны-участниц, что ОБСЕ должна сделать больше для оказания помощи стране, раздираемой войной. Данная стратегия, сказал К.Саудабаев, будет «разработана в рамках саммита в Астане».
Казахстан предпринял шаги по оказанию помощи Афганистану как в качестве председателя ОБСЕ, так и соседа по региону. Примером является инициатива Назарбаева по обучению одной тысячи афганских студентов в университетах Казахстана в течение следующих четырех лет. Попытка, которая обойдется Казахстану в 50 млн. долларов, направлена на обучение группы молодых талантливых людей навыкам, которые им будут необходимы для помощи управления государством, когда там установится мир.
Кыргызстан также представляет собой серьезный вопрос безопасности, требующий внимания. Саудабаев отметил, что политический кризис в Кыргызстане, произошедший в текущем году, стал «серьезным испытанием эффективности ОБСЕ и действующего председателя» в вопросах безопасности.
Многие члены ОБСЕ высоко оценили усилия Казахстана по содействию стабилизации ситуации в соседней республике после свержения прежней власти в апреле и этнических столкновений, произошедших, между кыргызами и узбеками на юге Кыргызстана, летом этого года.
Помощь Казахстана включала безвозмездную передачу денежных средств, продовольствия, топлива и материалов для восстановления разрушенных домов, а также политическую поддержку по таким вопросам, как выборы, которые прошли в Кыргызстане в прошлом месяце.
По словам Саудабаева, Назарбаев заслужил отдельного признания за помощь в предотвращении гражданской войны в Кыргызстане весной этого года. После того, как оппозиционные силы свергли президента Кыргызстана Курманбека Бакиева в апреле, Назарбаев убедил Бакиева покинуть страну, а его преемников не препятствовать его отъезду. Назарбаев направил казахстанский спецназ для эвакуации Бакиева, который сейчас живет в изгнании в Беларуси.
Как заявляют казахстанские чиновники, Президент Казахстана действовал в тесном сотрудничестве с Обамой и Медведевым.
Что же касается роли ОБСЕ в поддержании экономической стабильности, Назарбаев еще в июле призвал Организацию разработать механизм предотвращения экономического спада и реагирования. Президент утверждал, что те документы, которые были предназначены для обеспечения экономического процветания членов ОБСЕ, - Боннский документ 1990 года и Маастрихтская стратегия 2003 года - должны быть заменены одним документом, в связи с изменившимися мировыми экономическим реалиями. Он предложил назвать его Маастрихт Плюс.
Боннский документ представляет собой перечень принципов, установленных членами ОБСЕ, для руководства в вопросах экономических отношений. Маастрихтская стратегия, несмотря на то, что в первую очередь является проектом для борьбы с новыми угрозами безопасности, включает в себя и экономический раздел.
| |