|
В ряде районов Минска сложилась негативная ситуация с обеспечением населения детскими дошкольными учреждениями, констатирует Генпрокуратура. Генеральной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о государственных социальных стандартах и о правах ребенка при обеспечении детей местами в дошкольных учреждениях.
По сведениям Министерства образования, в Беларуси функционирует 4097 дошкольных учреждений, в которых имеется около 368 тысяч мест. Число детей, посещающих дошкольные учреждения, составляет примерно 373 тысяч, т.е. на 5 тысяч человек больше, чем фактически имеется мест.
В связи с этим наблюдается переукомплектованность групп детьми в детских садах, особенно расположенных в спальных микрорайонах и микрорайонах-новостройках.
Негативная ситуация с обеспечением детей местами в дошкольных учреждениях по месту их жительства сложилась в ряде районов Минска. Так, на территории микрорайона Каменная Горка в настоящее время проживает около 25 тысяч человек, в том числе 1820 детей в возрасте от 1 года до 6 лет, состоящих на учете нуждающихся в определении в дошкольные учреждения.
Согласно нормативам обеспеченности местами в учреждениях образования по городу Минску, на 1000 жителей должно быть построено 50 мест в дошкольных учреждениях. В то же время на территории названного микрорайона только в октябре 2010 года открыто только одно дошкольное учреждение на 230 мест.
Вместе с тем в микрорайоне Каменная Горка ведется интенсивное строительство новых жилых домов и планируемое количество его жителей составит более 77 тысяч человек.
По данным Генпрокуратуры, в целом на сегодняшний день в Минске наблюдается отсутствие необходимого количества дошкольных учреждений в микрорайонах Каменная Горка, Сухарево, Масюковщина, Кунцевщина, Брилевичи, Михалово и Малиновка - 1,7,8,9. Аналогичная ситуация сложилась в пос.Лесном д.Боровляны, а также в ряде иных регионов республики.
Проблемы с зачислением детей в дошкольные учреждения порождают справедливые жалобы людей и оказывают негативное влияние на систему принимаемых на государственном уровне мер по противодействию коррупции, отмечают в Генпрокуратуре.
Острая недостаточность мест в дошкольных учреждениях, отсутствие четкого и прозрачного механизма постановки на учет и зачисления детей в дошкольные учреждения создают условия для коррупции и совершения коррупционных правонарушений. Как следствие, развивается порочная практика изыскания родителями возможности благоприятно решить вопрос распределения детей в дошкольные учреждения, в том числе посредством дачи взятки ответственным должностным лицам.
Так, органами внутренних дел в августе текущего года в Минске возбуждено уголовное дело в отношении заведующей ясли-садом, которая получила незаконное денежное вознаграждение в сумме 500 долларов США за благоприятное решение вопроса о зачислении ребенка в дошкольное учреждение.
За неоднократное совершение аналогичных преступлений осуждена заведующая ясли-садом в Гродно, которая за заключение договоров о зачислении детей в дошкольное учреждение неоднократно получала в качестве взяток мобильный телефон, продукты питания и денежные вознаграждения.
Факторами, способствовавшими совершению данных коррупционных преступлений, являлись наличие очередей и возможность со стороны заведующих единолично принимать решения о приеме детей в дошкольные учреждения.
С учетом положительной динамики рождаемости детей, интенсивного строительства густонаселенных жилых микрорайонов, а также в целях реализации прав детей на дошкольное образование, исполнения требований законодательства о социальных государственных стандартах и о санитарно-эпидемическом благополучии населения, предупреждения коррупции Генеральным прокурором Беларуси Григорием Василевичем направлено информационное письмо в Совет Министров о неисполнении требований законодательства о государственных социальных стандартах и о правах ребенка на дошкольное образование.
В нем предложено поручить облисполкомам и Минскому горисполкому принять исчерпывающие меры по неукоснительному исполнению мероприятий, намеченных Программой развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009-2014 годы, в части строительства новых дошкольных учреждений, учитывая складывающуюся в регионах ситуацию с устройством детей в дошкольные учреждения по месту их жительства.
Заинтересованным ведомствам дополнительно изучить вопрос параллельного с возведением жилых домов строительства дошкольных, общеобразовательных учреждений и иных объектов социального назначения. Это условие должно быть обязательным и закреплено соответствующими техническими нормативными правовыми актами.
По мнению Генеральной прокуратуры, система постановки на учет и распределения детей в детские дошкольные учреждения в настоящее время недостаточно совершенна, что создает предпосылки для коррупционных преступлений. В связи с этим предлагается поручить Министерству образования на основании мнения облисполкомов и Минского горисполкома выработать единый порядок постановки на учет и распределения детей в детские дошкольные учреждения и определить четкий круг должностных лиц, принимающих соответствующие решения.
Генеральным прокурором предложено поручить заинтересованным ведомствам с учетом международного опыта изучить вопрос о разработке комплекса мер, направленных на создание максимально благоприятных условий для организации частной сети дошкольных учреждений.
| |