|
«Труд» узнал, почему одного из крупнейших туроператоров страны пришлось экстренно спасать
Олигарх Михаил Прохоров купил разорившуюся компанию «Капитал Тур» и, скорее всего, быстро рассчитается с пострадавшими туристами.
Один из крупнейших тур-операторов России «Капитал Тур» прекратил 17 ноября свою работу. Это произошло из-за блокировки финансовых счетов из-за невыплат по кредитам.
Вчера стало известно, что компанию приобрел предприниматель Михаил Прохоров. Он планирует инвестировать в "Капитал" 15 млн. долларов и погасить все долги - как перед банками, так и перед частными лицами.
Что стало с "Капиталом"
Туроператор «Капитал Тур» начал работать восемь лет назад и сначала занимался организацией туров в Грецию. При этом методы ведения бизнеса, которые использовала компания, очень удивляли даже коллег по отрасли.
«Принцип их работы был странным. Обычно туроператоры до начала сезона выкупают необходимую часть мест в отелях, а потом продают эти места туристам», - рассказал «Труду» руководитель одной из московских туристических фирм, попросивший не называть его имени.
По его словам, «Капитал Тур» действовал совершенно по-другому. С помощью своего партнера в Греции, местной крупной туристической компании, туроператор договаривался с местными отелями о предоставлении номеров без внесения предоплаты.
То есть российские туристы въезжали в номера, которые не были оплачены. Деньги за них фирма вносила лишь в конце сезона.
«Такую же схему они попытались реализовать и в других странах. Не получилось. В Египте, например, российских туристов просто не заселяли в не оплаченные оператором отели», - отмечает источник.
Переоценили силы
Приоритетом компании был захват как можно большей доли рынка, причем в короткие сроки.
За семь лет работы «Капитал Тур» охватил более 40 туристических направлений. Такого размаха в стране не было ни у кого - просто потому, что слишком велики риски.
По словам вице-президента туроператора «Мегаполюс турс» Дмитрия Фесика, чтобы запустить новое направление, операторы тратят до года на проведение исследований и изучение спроса.
Наращивать обороты следует постепенно, добавляет гендиректор юридического агентства, специализирующегося на конфликтах в туристической сфере, «Персона Грата» Георгий Мохов. «Скачкообразное развитие бизнеса приводит к увеличению рисков, особенно учитывая то, что туристический продукт скоропортящийся», - говорит эксперт.
По словам экспертов, всю полученную прибыль «Капитал Тур» бросал на расширение бизнеса.
Финансовый кризис привел к падению спроса и сгоранию части вложенных операторами в бизнес денег: «Капитал Тур» начал испытывать острую нехватку средств.
Помимо обязательств по уже взятым кредитам туроператор вынужден был тратить все вырученные за путевки деньги на бронирование новых номеров в отелях для следующих туристов. Эксперты туристического рынка хором твердят, что крах «Капитал Тура» был ожидаемым и даже странно, что он случился только сейчас.
«Небольшие турагентства, работающие с крупными туроператорами, предпочитали не иметь дела с »Капитал Туром", - рассказал «Труду» Александр Л., владелец московского туристического агентства. - Была опасность, что ты пошлешь клиентов через эту компанию, а их либо в отель не заселят, либо билеты на самолет будут не оплачены".
Чтобы не повторилось
«Капитал Тур» был застрахован в компании «Инногарант» на 100 млн. рублей. По оценкам экспертов, этой суммы хватит лишь для того, чтобы покрыть затраты примерно 3 тысяч пострадавших туристов.
Участники туррынка заявили «Труду»: чтобы в будущем избежать подобных ситуаций, нужны изменения законодательства. Например, наряду со страхованием сегодня каждого туриста от невыезда ввести еще одну страховку - от банкротства или ареста счетов самого оператора.
Пока же эксперты предлагают внимательнее выбирать оператора, у которого покупаете тур.
Признаком надежности будет членство оператора в крупных международных холдингах, ассоциациях и союзах. И еще один признак: путевки не могут стоить на 30 и более процентов дешевле, чем в среднем по рынку.
Цена вопроса 4 тысячи российских туристов успели уехать в отпуск по путевкам, купленным у "Капитал Тур" накануне его закрытия 8,3 тысячи россиян сумели вернуть путевки, приобретенные ранее у туристического оператора, и получить обратно свои деньги 25 тысяч - примерно столько клиентов туроператора имеют страховку от невыездаЧетыре угрозы отдыху россиян за рубежом в ноябре 2010 - апреле 2011 годов В конце зимы начнется ремонт взлетной полосы во Внуково, рейсы оттуда будут перенаправлены в Шереметьево-2. Вылеты будут задерживаться. Единственная дорога в аэропорт Шереметьево 2 - Ленинградское шоссе. Оно перегружено из-за пробок и ремонта. Растет число опозданий на рейсы. С компанией «Капитал тур» работало более тысячи турагентств по всей стране. Им придется возвращать деньги за путевки и закрываться. Эпидемия холеры на острове Гаити вынудила тех, кто купил туда билеты, отказаться от отпуска. Купить другие туры на Новый год уже почти невозможно.
| |