|
Развитию промышленности ПФО в первом полугодии помогли автомобилестроение и производство стройматериалов. Хотя строят меньше. Результаты первого полугодия показали, что докризисный уровень индекса промышленного производства превысили только два из 14 субъектов Приволжского федерального округа - Марий Эл и Мордовия.
«Республики показали рост индекса за счет высокой доли сельского хозяйства (в Марий Эл она 17,9% ВРП, а в целом по России - 6%), а также роста потребления газа, электроэнергии и воды, - говорит главный экономист УК "Финам менеджмент" Александр Осин . - Эти субъекты относятся к так называемым "легким" регионам, которые кризис затронул в меньшей степени». В среднем темпе поднимались нефтяные регионы - Татарстан (26% ВРП) и Башкирия (12%), где индекс промпроизводства в прошлом году опускался меньше всего. Тяжеловесы, где велика доля обрабатывающих производств, - Нижегородская (30% ВРП) и Самарская (32%) области - просели больше всего, поэтому достичь докризисных показателей им труднее, добавляет экономист. Самый значительный рост индекса промпроизводства продемонстрировала Ульяновская область - плюс 34,2% по отношению к показателю первого полугодия 2009 г. (средний рост по России в годовом выражении - 10,2%). Индекс в обрабатывающих производствах в области вырос на 38,5%. Для сравнения: в Самарской области индекс в обрабатывающих отраслях прирос на 18,8%, а без учета производства автомобилей - всего на 6,5%. В Нижегородской - на 17,9%. В Ульяновской области, по данным минэкономики за январь - май (данные за июнь не опубликованы), самый значительный подъем демонстрируют производства резиновых и пластмассовых изделий (плюс 86%), машин и оборудования (59,1%), а также транспортных средств (26,3%). 65% объемов автомобильной отрасли области делают УАЗ (группа Sollers), Ульяновский моторный завод (группа ГАЗ) и Димитровградский автоагрегатный завод (ДААЗ, входит в «Объединенные автомобильные технологии»). За первые пять месяцев производство легковых автомобилей на УАЗе выросло в 1,7 раза, грузовых - вдвое. В полтора раза увеличил отгрузку автокомплектующих для тольяттинского «АвтоВАЗа» и ДААЗ, сообщает минэкономики области. По словам министра экономики Ульяновской области Олега Асмуса, которого цитирует пресс-служба облправительства, оживлению «во многом способствовала реализация программы утилизации автомобилей». По данным Ассоциации европейского бизнеса, в первом полугодии дилеры УАЗа продали 18 686 автомобилей против 13 251 в прошлом году (плюс 41%). Из общего объема продаж, по данным пресс-службы Sollers, по программе утилизации УАЗ продал 2321 машину. Программа утилизации положительно отразилась на автопроме в Самарской и Нижегородской областях. За полгода «АвтоВАЗ» увеличил продажи на 23% (220 774 против 179 870 в первом полугодии 2009 г.), ГАЗ - на 12% (30 009 против 26 865). Производство автомобилей на «АвтоВАЗе» в январе - мае выросло на 58%, на ГАЗе - на 45%. По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), вклад программы утилизации в общепромышленный прирост производства в России оценивается в 0,5-0,6% прироста производства. Достаточно быстрый прирост демонстрировало в первом полугодии и производство стройматериалов - плюс 4,4% в месяц, сообщает ЦМАКП. Средний индекс по России - 94,9%. Его превышает индекс в Самарской области: в производстве строительного кирпича он составил 98,8% от уровня января -июня прошлого года (в Нижегородской - 112,3%, в Ульяновской - 123,3%), в производстве сборных железобетонных конструкций - 102,2% (101,3% - в Нижегородской, 106,5% - в Ульяновской). Впрочем, объемы строительства в областях отстают даже от показателей прошлого года: в Ульяновской области индекс физического объема строительных работ составляет лишь 75% от прошлогоднего, в Самарской - 91,1%.
| |