|
Майя Плисецкой отмечает юбилей. Ей исполняется 85 лет, хотя в это никто не верит, включая саму именинницу. Ей никогда не приходилось скрывать свой возраст, потому что время над ней не властно. Она по-прежнему в прекрасной физической форме, обворожительна, элегантна, стройна и, по традиции, отметит юбилей целой чередой торжеств, которые начнутся в Париже, что, без сомнения, добавит одно из знаковых событий «перекрестному» Году России-Франции.
«Париж - мой город, - восклицает Плисецкая. - Стоит только произнести это слово, как у меня сердце замирает». Вечер во французской столице запланирован на 6 декабря. Тогда в Театре на Елисейских Полях состоится концерт звезд мирового балета. Его постановщиком выступил известный танцовщик и хореограф Андрис Лиепа. Он же стал режиссером следующего балетного дивертисмента в честь Плисецкой - гала-представления «Аве Майя», которое, спустя неделю, 14 декабря, пройдет на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве.
Майя Михайловна не скрывает, что у нее несколько «домов»: один - в Мюнхене, где работает ее муж, композитор Родион Щедрин, другой - в Литве, где у них дача. Но все же главным «домом» она считает Москву. В этом городе она родилась, здесь стала балериной, прославившейся на весь мир.
С улыбкой вспоминает Плисецкая свой артистический дебют, когда, будучи 3-летней девочкой, вытянувшись на носочках, она вдохновенно танцевала на одном из московских бульваров под уличный репродуктор вальс из балета «Коппелия» на виду у многочисленной толпы.
Путь в искусство Майе Михайловне был определен с детства. Ее мама была звездой немого кино, дядя и тетя - Асаф и Суламифь Мессерер - танцовщиками Большого театра. Еще одна тетя, Елизавета, играла в Театре имени Ермоловой, а дядя Азарий был выдающимся актером Художественного театра.
«Я мечтала о драме, а вовсе не о балете, - неожиданно заявляет Плисецкая. - Но в 8 лет меня отдали в Московское хореографическое училище». «Сейчас бы меня даже в простую балетную школу не взяли из-за физических данных - "непродавленная" коленка и подъем средненький», - критически замечает великая балерина, тут же добавляя, что, к тому же, она была «невероятной лентяйкой». «Я никогда не любила тренироваться, репетировать, - откровенничает Майя Михайловна. - Впрочем, в последнее время стала думать, что именно это в итоге продлило мою сценическую карьеру: я танцевала в два, а то и в три раза дольше, чем положено. Может быть, потому, что у меня были неизмученные ноги».
Плисецкая танцевала практически 60 лет, и почти 50 из них - на сцене Большого театра, в труппу которого она была принята в 1943 году сразу после окончания Московского хореографического училища. Плисецкая стала легендой и символом Большого театра, как и «Лебединое озеро», которое, по ее собственным подсчетам, она исполнила более 800 раз. Майя Михайловна танцевала все главные партии в классическом репертуаре: страстную Зарему, поэтичную Аврору, огневую и задорную Китри, романтическую Джульетту.
А дальше - крутой поворот: Плисецкая танцует «Кармен-сюиту», буквально сметая на своем пути устоявшиеся каноны и традиции. Зарубежные хореографы активно поддерживают стремление русской балерины к новизне: Ролан Пети ставит для нее «Гибель розы», а Морис Бежар - «Болеро» и «Айседору».
Но Плисецкая не всегда находит хореографа и тогда решается на смелый шаг: сама для себя ставит балеты, написанные мужем, композитором Родионом Щедриным. В свете рампы друг за другом выходят на подмостки «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой».
Она любит успех, цветы и овации. «Аплодисменты зрительного зала давали мне пару дополнительных минут для передышки», - признается Майя Плисецкая.
Коллекция ее наград обширна. Она Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, обладательница премий «Триумф» и «Российский Национальный Олимп», кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» 3, 2 и 1 степеней, а также орденов многих стран. Ее имя присвоено малой планете номер 4626, напоминает ИТАР-ТАСС.
При этом жизнь Плисецкой далеко не всегда была счастливой и безоблачной. Дочь репрессированных родителей, она находилась под надзором КГБ и несколько лет вообще была «невыездной». Но и в самые трудные времена она казалась баловнем судьбы, точную характеристику которой дал большой друг балерины, мэтр мировой моды Пьер Карден, который сказал: «Она так талантлива и неизменно красива! Всегда победительница, в том числе и в борьбе со временем. Годы отступают перед ее жизнелюбием, энергией, смелостью и неутомимой жаждой творчества!»
| |