|
Новая доктрина НАТО, принятая в пятницу на саммите Альянса, констатировала стратегическую роль сотрудничества с Россией, но зафиксировала и темы, по которым остаются разногласия. Впервые НАТО зафиксировала в своем базовом документе, что «не является угрозой для России».
В концепции говорится, что сотрудничество России и НАТО «играет стратегическую роль, поскольку способствует созданию общего пространства мира, стабильности и безопасности». Доктрина провозгласила окончание эпохи противостояния. «НАТО не представляет угрозы для России. Напротив, мы хотим видеть реальное стратегическое партнерство между НАТО и Россией, и мы будем действовать соответственно, ожидая взаимности от России», - говорится в документе.
Лидеры Альянса подчеркнули, что существующие разногласия не должны заслонять необходимости развивать конструктивное сотрудничество с Россией. «Невзирая на наличие разногласий по отдельным вопросам, мы убеждены, что безопасность НАТО и России тесно переплетены, и что сильное и конструктивное партнерство, базирующееся на взаимном доверии, транспарентности и предсказуемости, может наилучшим образом служить нашей безопасности», - говорится в документе.
Альянс напомнил в своем новой базовой концепции, что отношения России и НАТО зиждятся на «целях, принципах и обязательствах Основополагающего акта Россия-НАТО и Римской декларации», на основании которой был создан Совет Россия-НАТО. При этом особенно выделяются вопросы «уважения демократических принципов, независимости, суверенитета и территориальной целостности всех государств Евроатлантического региона».
В новой стратегической концепции не только выражается готовность сотрудничать с Россией по темам, представляющим взаимный интерес, но и содержится конкретный перечень этих тем. «Мы привержены расширению политических консультаций и практического сотрудничества с Россией в областях, представляющих взаимный интерес, - подчеркивается в документе. - Они включают противоракетную оборону, борьбу с терроризмом, наркотиками, пиратством и укрепление международной безопасности».
Важной областью сотрудничества НАТО считает сокращение вооружений. «В будущем при любом сокращении нам следует добиваться согласия России на увеличение прозрачности ее ядерного арсенала в Европе и передислокации этого оружия подальше от территории членов НАТО, - говорится в концепции. - Любые дальнейшие шаги должны принимать во внимание неравенство и наличие у России более крупных запасов ядерного оружия малого радиуса действия».
В целом, в концепции подтверждается курс на поддержание постоянного диалога. «Мы привержены использованию полного потенциала Совета НАТО-Россия для ведения диалога и совместных действий с Россией», - указывается в документе.
Обозначены в концепции и вопросы, по которым сохраняются разногласия. Прежде всего, это расширение Альянса на Восток, которое вызывает недовольство России. Новая стратегическая доктрина подтверждает, что двери НАТО «остаются надежно открытыми» для новых членов.
В целом, процесс расширения трактуется в стратегической концепции как исключительно положительное явление. «Расширение НАТО внесло положительный вклад в безопасность союзников, - утверждается в документе. - Перспектива дальнейшего расширения и дух сотрудничества в обеспечении безопасности способствовали более широкому распространению стабильности в Европе. Наша цель - единая и свободная Европа, разделяющая общие ценности. Ее достижению лучше всего будет способствовать возможная интеграция всех европейских стран, которые хотят войти в Евроатлантические структуры».
Вместе с тем, в новой стратегической доктрине пункт о расширении устанавливает среди критериев членства не только выполнение общих требований, но и отсутствие серьезных проблем, способных ослабить общую безопасность. «Дверь в НАТО остается широко открытой для всех европейских демократий, которые разделяют ценности альянса, которые хотят и способны принять ответственность и обязанности членства, и включение которых может внести вклад в общую безопасность и стабильность», - говорится в документе.
НАТО подтвердила намерение «продолжать и развивать» сотрудничество с Украиной и Грузией. Как отмечается в концепции, оно должно развиваться «в формате Комиссий Грузия- НАТО и Украина-НАТО». Альянс не говорит прямо о перспективе вступления этих государств в НАТО, однако упоминает, что сотрудничество должно строиться на базе «решений саммита НАТО в Бухаресте 2008 года, и принимая во внимания евроатлантические устремления и ориентацию каждой из этих стран». Как известно, в Бухаресте Альянс сделал несколько туманную политическую декларацию о том, что «Грузия и Украина со временем смогут стать членами НАТО», напоминает ИТАР-ТАСС.
| |