|
НАТО не представляет угрозы для России. Такая формулировка впервые появилась в концепции организации за всю ее более чем полувековую историю. Новый документ приняли накануне в Лиссабоне. Сегодня в саммите примет участие Дмитрий Медведев. Президент России озвучит позицию Москвы относительно взаимодействия с НАТО на ближайшие годы.
Самый массовый, и чуть ли не самый важный, со слов самих участников, в шестидесятилетней истории НАТО саммит открывали в обстановке таких мер безопасности, чтобы сомнений не оставалось: за десять лет, прошедших со времени принятия последней стратегии альянса, вызовы и правда стали другими. Американцы только что раскрыли заговор с бомбами на грузовых самолетах, европейцы чуть ли не каждую неделю предупреждают об угрозе терактов в столицах старого света - так что власти Португалии решили не рисковать. На два дня страна вышла из Шенгенских соглашений, на трассах появились пограничные посты, в аэропортах - дополнительные проверки.
Высокие гости на европейский берег Атлантики добрались без приключений: это лидеры двадцати восьми стран альянса и еще десяток приглашенных гостей, в том числе президент Медведев. В новой стратегической концепции НАТО, которую торжественно приняли накануне, о России - впервые как о партнере. Но доклад группы экспертов, что лег в основу стратегии, призывает за Россией пристально следить и опасаться. Все же потенциальный враг со столицей в Москве - главная историческая причина появления альянса.
«Двойственность оценок НАТО в отношении России объективно существует, - считает постоянный представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин. - И это объективно отражает устройство этой организации. Потому что там внутри двадцать восемь стран, каждая из этих стран имеет разную историю отношений с Россией. Либо позитивную, либо отрицательную».
История отношений Москвы с Вашингтоном вряд ли попадает только в одну категорию. Сейчас российско-американские отношения находятся в стадии «перезагрузки», многое в которой держится на личностях Дмитрия Медведева и Барака Обамы. Который, придя к власти, сразу же отказался от планов администрации Буша размещать эшелон американской ПРО в Чехии и Польше. Новая идея называется «единая европейская ПРО», приглашают участвовать и Россию, но условия пока не ясны. К тому же система, строго говоря, вовсе не европейская.
«Технологии ракетного перехвата они существуют только у Соединенных Штатов Америки и еще у Российской Федерации. И все», - поясняет Дмитрий Рогозин.
Так называемые «европейские» радары и противоракеты - это американские технологии, проданные когда-то за океан. Только теперь Вашингтон хочет получить подключить их к своей красной кнопке.
«Сейчас американцы предлагают следующее: создать евроПРО как некую систему взаимоотношений между американскими вооруженными силами и системами ПРО, которые находятся на вооружении США с той самой продукцией, той же самой американской продукцией, но которая уже продана американцами европейцам, находится под национальным контролем отдельных европейских стран. Плюс европейцы должны за это все еще и заплатить примерно 200 миллионов евро в течение ближайших 10 лет», - говорит постоянный представитель РФ при НАТО.
А как раз с деньгами у европейских членов НАТО не очень - 16 из 28 стран альянса сокращают военные бюджеты, даже интерьеры на саммите оформили из листов грубой фанеры: чтобы подчеркнуть экономичность обновленного альянса. Впрочем, сколько бы не стоили новые идеи сотрудничества с Москвой, сегодня их впервые обсудят в полном составе.
Российский президент с лидерами стран НАТО встречается впервые после Южной Осетии. За прошедшие с тех событий два года представителям Москвы и альянса удалось не просто выйти из дипломатического тупика, но и достичь договоренностей, о которых не стыдно объявить на высшем уровне. По графику на разговор Дмитрия Медведева с коллегами запланировано полтора часа. Учитывая, что за столом двадцать девять человек - совсем немного. Но этого времени точно хватит, чтобы обеспечить работой всех аккредитованных журналистов. Пресс-конференция российского президента запланирована на вечер.
| |