|
Сегодня 22 ноября 2010 года исполнилось 70 лет выдающемуся мастеру фантастического кинематографа Терри Гиллиаму.
Режиссер, сценарист, продюсер, художник-мультипликатор, карикатурист, актер, философ, политолог - все эти ипостаси одаренного британца американского происхождения нашли выражение в его экранном творчестве, где самое интересное происходит на грани между действительностью и воображаемым миром.
Первые ростки будущей славы Гиллиама дали о себе знать, когда он начал работать в составе популярной британской комедийной группы «Монти Пайтон». Он отвечал не только за концептуальное оформление и анимационные эпизоды в телескетчах, но и принимал участие в написании сценариев и режиссуре.
А актерский дебют Гиллиама состоялся в 1971 году в сборнике лучших скетчей «Монти Пайтон» «А теперь нечто совсем другое». Путь в большой кинематограф был проложен также при помощи прославленной комик-группы. В 1975 году Гиллиам впервые выступает в качестве режиссера, вместе с другим актером Терри Джонсом взявшись за постановку фильма «Монти Пайтон и Священный Грааль». Абсурдистская «питоновская» стилистика оказала заметное влияние на все дальнейшее творчество режиссера.
Одной из наиболее успешных ранних работ Гиллиама стала сюрреалистическая антиутопия «Бразилия» (1985), в которой блистательной критике была подвергнута бюрократическая государственная машина, делающая врагом любого, кто не согласен с ее жестокими правилами. Несмотря на конфликт Гиллиама с прокатчиками, не пожелавшими выпустить фильм в его полной версии и с драматическим финалом, картина была номинирована на «Оскар» и вошла в число 100 лучших фильмов всех времен и 20-ти лучших научно-фантастических лент по версии журнала «Тайм».
Одним из немногих фильмов, где Гиллиаму удалось соединить художественный потенциал с коммерческим успехом, стала психологическая драма-притча «Король-рыбак», выпущенная на экраны в 1991 году. Все последующие фильмы Гиллиама не становились чемпионами проката, но были высоко оценены критикой. Так произошло и в случае с фильмом «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998), который попал в конкурс Каннского кинофестиваля и был признан в киносообществе едва ли не культовым. Обыватель же счел этот философский траги-фарс о безрассудном поиске американской мечты излишне насыщенным всякими психоделическими извращениями. Не принесла серьезной прибыли и его кинофантазия «Братья Гримм» (2005) по мотивам произведений знаменитых сказочников. А наиболее радикальная работа режиссера «Страна приливов» (2005) со сценами, балансирующими на грани некро- и педофилии, в большинстве стран вышла лишь ограниченным прокатом.
Реабилитировать себя перед прокатчиками Терри Гиллиаму позволила лишь его последняя картина «Воображариум доктора Парнаса», сборы которой вдвое превысили ее бюджет. В этой фантастической сказке-драме Гиллиам показал, что его собственный «воображариум» не имеет границ, и публика с интересом отправлялась в путешествие по этому удивительному миру.
В следующем году на большие экраны запланирован выход нового фильма Терри Гиллиама «Человек, который убил Дон Кихота ». Действие этой приключенческой ленты развивается в современном Лондоне и в Испании XVII века, куда случайно попадает герой Юэна МакГрегора, которого Дон Кихот (Роберт Дюваль) по какой-то причине принимает за Санчо Пансу. Придется ли по вкусу эта картина массовому зрителю, узнаем уже скоро.
| |