|
В Москве возобновились работы по демонтажу гостиницы «Россия». Этот долгострой уже давно убедил людей в том, что ломать - не всегда легче, чем строить. Разбор идет больше четырех лет; закончат его в лучшем случае в середине 2011 года. Что построят на этом месте - вопрос до сих пор открытый.
13 гектаров земли возле Кремля пять лет закрыты рекламой. И никто не знает, что происходит за забором - это охранная зона московского Кремля, режимный объект. Известно лишь, что крупнейшая в Европе гостиница исчезла из городского ландшафта, а взамен ничего и не появилось. Почти год со стороны стройплощадки не было слышно ни звука. Но теперь техника снова зашевелилась. Она ломает мощное бетонное основание. И, как гласит информационный щит, все сломано будет к июню. Вместо серой гостиничной цитадели здесь будет живописный квартал.
«Это будет тот квартал, который действительно будет соответствовать всей исторической части этой застройки», - заявил Владимир Ресин , руководитель комплекса градостроительной политики и строительства Москвы, добавив, что стройка будет завершена максимум к 2014 году.
Успеют ли экскаваторы к заданным срокам? Ведь ломают они не просто фундамент большого здания. Это монолитное сооружение, превратившее покатый склон в гигантскую площадь. В 30-е годы ее возвели для советского «Чуда света» - восьмой высотки, 400-метрового Дворца Советов. Трудно даже представить, какая опора должна была быть у этого гиганта. К началу Великой Отечественной войны каркас Дворца Советов уже возвышался над землей на 60 метров. Но после войны воплотить идею уже не смогли. И выросла в Зарядье гостиница «Россия». Теперь и ее нет. Но защитники московской старины больше беспокоятся о том, что здесь будет.
«Понятно, что всем застройщикам выгодно больше квадратных метров. Но та высотность, которая рисуется, примерно в полтора-два раза превышает историческую высотность Зарядья. Следовательно, эти замечательные виды на Кремль с Устинского моста, например, или виды из Замоскворечья на Зарядье будут искажены или вовсе перестанут существовать», - уверен Константин Михайлов, координатор общественного движения «Архнадзор».
Пока самое вероятное архитектурное решение - это проект Нормана Фостера в соавторстве с институтом Моспроект-2 - новая уличная сеть с отелями и магазинами.
«Да, это новодел. Но это такой новодел, который как-то связан с историей и с тем, что там было», - считает Владимир Ресин.
Нынешнее соответствие старой Москве проектировщиками решено, можно сказать, по-европейски, как по линейке. Говорят, что так проектировали Петербург: Сенатскую и Дворцовую площади.
«Создается впечатление искусственности, умышленности, очень петербуржской, очень немосковской, ощущение проектирования с чистого листа», - говорит Рустам Рахматуллин, координатор движения «Архнадзор».
Впрочем, само проектирование по конкретным объектам так и не началось. В проектном ведомстве рассказывать об этой территории пока не готовы. Поэтому москвичам приходится лишь догадываться, что здесь построят. Известно лишь то, что у проекта Зарядья даже не было конкурса.
| |